Критерии профессиональной готовности учащихсяВы находитесь: Методические материалы
Сложным вопросом в рамках предпрофильной подготовки остается определение готовности учащихся к выбору профиля обучения.
Эффективность обучения в старших классах сводится к формированию готовности школьника к обучению в условиях профильности.
Что такое готовность? Она складывается их совокупности следующих компетентностей ученика.
Интеллектуальная
Способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях, определять способ построения учебной задачи, владеть приемами самостоятельного добывания новых знаний; высокий уровень развития познавательных процессов, способность работать в условиях гипотезы, поиска, исследования.
Личностная
Желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волю, планировать и организовывать свою деятельность, владеть правилами учебного сотрудничества; возможность добровольного и осознанного выбора будущего профиля.
Коммуникативная
Способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа.
Рефлексивная
Способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей; сознание собственного достоинства, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.
Деловая (деятельностная)
Способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение определять и самостоятельно строить алгоритм действий в незнакомых и нестандартных ситуациях; способность работать в условиях выбора; индивидуальный стиль деятельности.
Креативная
Способность к самоактуализации, восприимчивость к новым идеям, способность любую учебную задачу решать творчески; желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения.
Эмоциональная
Система учебно-познавательных мотивов, адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации, умение использовать и приобретать чувственный опыт.
Оценка готовности школьников к самостоятельному выбору профиля обучения может осуществляться с помощью следующих критериев:
-
Характеристика ценностей, связанных с выбором направления профильного обучения;
-
Представленности индивидуально выраженных целей профильного обучения;
-
Информационной подготовленности в отношении значимости обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного и профессионального становления;
-
Общего уровня самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения;
-
Опыта социального взаимодействия, востребованного в профильном обучении.
|