Главная    Почта    Новости    Каталог    Одноклассники    Погода    Работа    Игры     Рефераты     Карты
  
по Казнету new!
по каталогу
в рефератах

Материалы для анализа урока руководителем

Вы находитесь: Образцы документов

В процессе внутришкольного контроля важную роль играет посещение уроков руководителями образова­тельного учреждения. Посещение уроков планирует­ся на неделю, исходя из общих задач, намеченных в годовом плане работы школы. В плане посещения отмечаются классы, предметы, содержание и цель посещения. Цель посещения может быть общей, на­правленной на повышение эффективности учебного процесса всей школы, а также частной, например, изучение системы работы отдельного учителя и спо­собов решения им конкретных педагогических задач на уроках (к примеру, закрепление изученного мате­риала).

Уроки молодых учителей руководители посещают с целью ознакомления с их стилем и системой работы, оказания им методической помощи. Уроки опытных учителей управленцы посещают, как правило, для того, чтобы обобщить их богатый педагогический опыт.

Руководители школ должны тщательно готовиться к посещению уроков. С этойцелью прежде всего изучается классный журнал, дающий представле­ние об успеваемости учащихся по данному предмету за определенный период, а также тема, кото­рая изучалась на предыдущем уроке, обращается внимание на регулярность и своевременность оцен­ки знаний.

Анализ каждого урока проводится индивидуально с каждым учителем. Обсуждениедолжно быть принци­пиальным и требовательным, но корректным и доб­рожелательным. Неприятные для учителя замечания следует аргументировать фактами и положениями из теории педагогики и психологии. В школе могут быть практиковаться следующие спо­собы посещения уроков:

•   выборочное посещение уроков;

•   тематическое посещение уроков;

•   параллельное посещение уроков;

•   комплексное изучение отдельных классов;

•    целевое посещение урока с приглашением специалиста.

1.Выборочное посещение уроков

Директор или его заместитель по учебно-воспита­тельной работе без предупреждения, по личному пла­ну, посещает отдельные уроки. Такая проверка дает возможность установить, как педагог подготовлен к уроку, какова активность класса. Таким образом мож­но наблюдать деятельность учителя и учащихся в обычной обстановке.

2.Тематическое посещение уроков

Директор или его заместитель с целью всесторон­него изучения системы работы учителя посещает цикл уроков по одной теме (три-пять уроков). Такая проверка дает возможность оценить достоинства и недостатки педагога, дать ему квалифицированный совет по совершенствованию педагогического мас­терства.

Тематическая проверка необходима при знакомстве с новыми учителями, так каквыборочное посещение позволяет точно установить подлинные причины от­дельных неудач педагога.

3. Параллельное посещение уроков

            Заместитель директора посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной теме. Цель по­сещения — раскрыть особенности педагогического почерка учителя или эффективность отдельных методов обучения.

4.      Комплексное изучение учебного процесса в от­дельных классах

Директор или его заместитель в течение всего учеб­ного дня присутствует в одном классе. Таким обра­зом проверяется работа одних и тех же учеников в разных условиях. Оно позволяет сделать выводы о том, почему ученики достигают различных учебных результатов у разных учителей, как поддерживается дисциплина на уроках, как выполняются единые тре­бования к учащимся.

5.   Целевое посещение урока с приглашением специалиста

Директор школы или его заместитель не являют­ся специалистами по всем учебным предметам. В целях углубленного изучения работы учителя на урок приглашается специалист — методист по предмету или руководитель методического объе­динения.

Общие  рекомендации для  проведения  анализа   урока

1.  Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомен­дации. Помните— что годится для одного, то нецелесообразно для другого.

2.  Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.

3.  Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.

4.  Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.

5.  Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока.

Структурно-временной анализ урока

Для совершенствования у педагогов навыков рацио­нального использования времени урока следует об­ратить внимание на следующие моменты.

1.  Рациональное распределение всего времени (45 мин.) между элементами урока, т.е.:

•         разумно ли в данных условиях выделять именно столько времени на опрос, на подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление, на инструктаж по выполнению домашнего задания;

•         целесообразность избранной продолжительности каждого из структурных элементов урока — какие элементы урока надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.

2.  Распределение времени внутри отдельных струк­турных элементов урока. Например, при анализе изучения нового материала необходимо определить:

•         сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала;

•         в какое время (в начале, в середине, в конце урока) это происходило;

•         как при этом проводилась подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление, применение;

•         насколько рационально использовано время, отведенное на изучение нового материала, на опрос, как при этом была организована самостоятельная работа класса;

•         сколько времени при объяснении нового материала говорил учитель, насколько целесообразно было потрачено это время.

Аналогично анализируется время осуществления та­ких элементов урока, как опрос учащихся, проверка домашнего задания.

Самоанализ и самооценка урока учителем

При самоанализе урока учитель дает:

•         краткую характеристику целям, которые ставил, и анализирует их достижение;

•         информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

•         характеристику применяемых методов работы с учащимися и их оценку;

•         оценку активности учащихся и обоснование использованных приемов организации их труда;

•         самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

      В заключении учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Комплексный    анализ  урока

 Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления.

1.Анализ выполняемых учителем задач:

•   как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;

•   насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;

•   в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;

•   что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;

•   насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;

•   как осуществлялась связь теории с практикой;

•   насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;

•   применялись ли на уроке технические средства;

•   что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способ­ностей школьников.

 

2.Анализ воспитательного влияния урока:

•   как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, класса;

•   что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и профориентации;

•   каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.

 

3.Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя.

            Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:

•   педагогическая этика;

•   внешний вид;

•   умение «видеть» класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;

•   определять типичные ошибки в работе школьников и устранять их;

•   оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;

•   умение быстро корректировать ход урока.

 

4.Анализ деятельности учащихся на уроке:

•учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;

•  работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интере­сов);

•  развитие речи учащихся;

умение школьников применить теорию на практике.
 

Требования,предъявляемые  к  различным  типам  уроков

Комбинированный   урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структу­ру, включающую в себя следующие элементы: орга­низационную часть; проверку знаний ранее изучен­ного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепле­ние новых знаний, применение их на практике и инст­руктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке на­личия учащихся на уроке, готовности учебного ка­бинета к занятию. На первых уроках учителя в орга­низационную часть входит знакомство с учащими­ся.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее ма­териала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к воспри­ятию нового материала. При проверке и оценке знаний применяют:

•  индивидуальный устный опрос;

•  опрос по карточкам;

•  письменный опрос;

•  опрос у доски;

•  решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активи­зировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможностьучащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в про­верку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся воп­росы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала. Изложение нового материала начинается с объяс­нения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. 

При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие мето­ды, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже — лекция. Обычно один метод является веду­щим, а другие привлекаются дляактивизации про­цесса обучения. Возможно использование различ­ных дидактических приемов:информирование о пла­несообщения нового материала; интересное, не­стандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащих­ся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как прави­ло, обязательной частью большинства комбиниро­ванных уроков. Формы и методы закрепления мате­риала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащих­ся. Закрепление материала возможно в форме бесе­ды (учительзадает вопросы практического характе­ра, интересно формулирует их, дает задание заме­тить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечаю­щему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточ­ками-заданиями, со справочной и нормативной ли­тературой, изучение и комментирование иллюстра­ций в учебниках и других учебных пособиях). При зак­реплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выяв­ляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно исполь­зовать фрагменты диафильмов. Как правило, закрепление нового материала прово­дится в конце урока, но можно проводить его и парал­лельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от со­держания, сложности и важности учебного материа­ла.

Домашнее задание дается устно или пишется на дос­ке. Цель его — закрепить знания учащихся путем са­мостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для кон­спектирования по учебнику или дополнительной ли­тературе (если это необходимо).

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материа­ла, закрепления его и инструкции по выполнению до­машнего задания.

Изложение нового материала — основная часть это­го типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материа­ла с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскры­тия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познаватель­ной деятельностиучащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для по­вышения эффективности учебного процесса необхо­димо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плака­тов.

Закрепление нового материала проводится чаще все­го путем беседы в форме опроса. Вопросы для бесе­ды не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно корот­кие ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: поста­новка проблем и выдача заданий, выполнение учащи­мися заданий и решение задач; анализ ответов и оцен­ка результатов работы; исправление ошибок; подве­дение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

 

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроиз­ведение учащимися знаний, связанных с содержани­ем предстоящей работы; сообщение содержания за­дания и инструктаж о его выполнении; самостоятель­ную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания. Основным методом обучения на таком уроке являет­ся самостоятельная работа учащихся, труд. Учащи­еся решают задачи, выполняют расчеты, самостоя­тельно работают с книгой и другими материалами.

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выпол­нению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке — самостоя­тельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершенииизу­чения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теорети­ческого материала и навыков практической рабо­ты, как это уже делалось на предшествующих заня­тиях

Краткий перечень методов обучения

По виду источников, из которых учащиеся приобрета­ют знания, умения и навыки, методы обучения под­разделяются на:

•    словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при ко­торых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;

•    наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;

•    практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, ре­шение задач, выполнение трудовых заданий), при ко­торых источником познания служит практическая ра­бота учащихся.

По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:

•    метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструк­таж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

•    метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

Справка по итогам анализа урока

Аналитическая справка эксперта _________________________________________

об уроке, проведенном учителем_________________________________________




 

Отправка СМС бесплатно

На правах рекламы


     ZERO.kz          
 
Модератор сайта RESURS.KZ