Мониторинг учебного процессаВы находитесь: Методические материалы
Система мониторинга представляет собой инструментарий как конкретное средство для определения расхождения между образовательным процессом и его целями. Она включает в себя:
– результативность нескольких последних лет данной ступени обучения в сравнении с конкретными или промежуточными целями для различных курсов;
– конкретный набор тестовых инструментов для реализации и регистрации результатов учебного процесса как и для отдельного субъекта процесса обучения, и для группы обучающихся;
– наличие стандартов для оценки динамики обученности субъектов образовательного процесса.
Основная задача мониторинга– непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:
– достигается ли цель образовательного процесса;
– существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;
– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;
– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Эта задача может быть решена путем проведения нулевого, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов.
Нулевой срез, составленный учителем и согласованным с заведующим кафедрой (руководителем МО) или с заместителем директора по УВР, проводится в письменной форме (или с применением компьютерных тестов). Результаты среза можно обсудить с учащимися, анализ с выводами и предложениями – на заседании кафедр или совещании при завуче.
Анализ результатов осуществляется по фиксированной схеме. Это позволяет определить действия учителя в отношении методики преподавания, организации повторения. Нулевой срез рекомендуется проводить в первые две – три недели учебного года с целью определения уровня знаний на начало учебного года (начальное диагностирование). В ходе проведения нулевого среза учитель осуществляет:
– прогнозирование (совместно с учениками) возможности успешного обучения по предмету;
– разработку (совместно с классом) плана действий по ликвидации пробелов знаний;
– реализацию межпредметных связей.
Анализ нулевого среза дает учителю возможность:
– сформировать мотивацию учащихся;
– назначить дополнительные занятия для неуспевающих;
– провести коррекцию тематического планирования изучаемого материала;
– выбрать адекватную методику обучения в осуществлении дифференцированного подхода к обучающимся.
Задачи промежуточного административного среза:
– определение качества обученности учащихся, СОУ (степень обученности);
– корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения;
– объективность оценки учителем знаний учащихся;
– способность учителя к рефлексии собственной учебной деятельности.
Промежуточный срез знаний проводится в конце первого полугодия в форме контрольной работы или теста. Результаты среза анализируются и обсуждаются с учащимися, а также на заседании предметных кафедр (МО), совещаниях при завуче.
Цельпроведения итогового административного среза – подведение итогов завершающегося учебного года.
Задачи, решаемые при проведении итогового среза:
– анализ результатов обучения;
– оценка успешности освоения учащимися предмета, заключение об уровне успешности выполнения учащимися учебной программы.
Результаты срезов оформляется в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний учащихся по учебным четвертям (триместрам), а также преемственность в обучении. По таким таблицам виден и реальный уровень квалификации педагогических кадров.
Анализ административной контрольной работы
Тема: _______
Предмет: _______
Учитель: _______
Допустили ошибки: _______
(типичные ошибки) _______
заполняется учителем _______
Рекомендации _______
(заполняется зам. _______
директора по УВР _______
|