Педагогический мониторингВы находитесь: Методические материалы
Педагогический мониторинг– это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.
Мониторинговые исследования в школе включает исследование следующих задач:
– отбор направлений, объектов мониторинга;
– создание диагностической базы по каждому направлению;
– обобщенный анализ результатов и принятие управленческого решения.
Направления и объекты мониторинга:
1. Учебные достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).
2. Психологическое развитие. Здоровье.
3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.
4. Физическое развитие. Здоровье.
5. Мониторинг мотивации обучения.
Механизм реализации мониторинга:
1. Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.
2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.
3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
Изучение ребенка (начальная школа):
1. История развития (в т. ч. раннего для учащихся начальной школы). Методы изучения: изучение медицинской документации, беседы с родителями.
2. Семья ученика. Состав семьи, профессия родителей. Отношения членов семьи к учащемуся. Условия воспитания. Режим дня. Методы изучения: беседы с родителями.
3. Физическое состояние учащихся. Двигательная активность, утомляемость.
Методы изучения: наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр, уроков физкультуры.
4. Особенности познавательной деятельности:
– состояние анализаторов;
– познавательные интересы, любознательность;
– учебная мотивация.
Методы изучения: индивидуальные беседы с учащимися, наблюдения, изучение творческих работ учащихся. Специальное исследование психолога.
5. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание? Устойчивое ли внимание? Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой? Объем внимания, насколько развито произвольное внимание. Работоспособность.
Методы исследования: наблюдение за ребенком во время занятия и во внеурочное время. Специальное исследование психолога.
6. Особенности восприятия и мышления. Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предмета или частей предмета. Восприятие времени. Понимание и выделение главного в тексте, содержания картин. Умение сравнивать и различать, улавливать сходство. Установление причинно-следственных зависимостей. Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений. Виды мыслительной деятельности: наглядно-образное, понятийное, творческое или репродуктивное мышление; нарушение мышления, его причины и характер.
Методы исследования: беседы с ребенком, наблюдения на занятиях и во внеурочное время. Специальное исследование психолога.
7. Особенности речи. Есть ли дефекты в произношении. Уровень понимания устной речи: понимает ли указания, объяснения. Запас слов, эмоциональная окраска речи, понимание текста, умение связно рассказывать, давать полные ответы. Молчалив или болтлив ребенок.
Методы исследования: наблюдение за речью ребенка на уроке и вне его, беседы с ним. Изучение письменных работ. Специальное исследование психолога.
8. Особенности памяти. Преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты или описание. Индивидуальные особенности памяти.
Методы исследования: беседы с родителем, воспитателями ГПД, наблюдения за ребенком на уроке и вне его. Специальное исследование психолога.
9. Умение учиться. Организованность, выполнение требований учителя, самоконтроль, умение самостоятельно работать с книгой. Способность усвоения учебного материала, умении применять усвоенный материал, приводить собственные примеры. Трудность в восприятии нового материала. Результаты работы по преодолению этих трудностей.
Методы исследования: наблюдение во время занятий, изучение работ детей, беседы с учителем.
10. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Отношение к отдельным предметам. Отношение к отметке, похвале или порицанию учителя.
11. Эмоциональная сфера. Преобладание настроения ребенка, глубина и устойчивость чувств, наличие аффектных вспышек, проявлению негативизма.
Методы исследования: наблюдение за ребенком на уроках и во внеурочное время. Специальное исследование психолога.
12. Особенности личности. Нравственные качества, наличие чувства долга, ответственности, соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения в коллективе: симпатии, дружба со сверстниками, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении и характере: замкнутость, эгоизм, чрезмерная обидчивость. Поведение в игровой и трудовой деятельности, отношение к поручениям. Самооценка.
Методы исследования: наблюдение за ребенком в различных видах деятельности. Специальное исследование психолога.
Как правило, изучение личности ребенка проводится совместными усилиями психолога, учителя, воспитателя ГПД с целью диагностики учебных возможностей детей, поиска индивидуального подхода к каждому, коррекции возможных отклонений. Изучение интеллектуальных особенностей учащихся, высших психических функций способствует нахождению путей для индивидуальной корректирующей программы конкретного ребенка или группы детей.
Мониторинг интеллектуально-познавательной сферы, т. е. высших школьно-значимых психических функций личности, имеет более широкое толкование. Такие функции, как внимание, память, мышление и др., не только определяют общую способность ребенка к обучению, но и сами зависят от того, как организован учебный процесс. На основе знания этих критериев можно проводить анализ результативности образовательного процесса. Эффективность инновационных процессов, доступность и качество образования во многом зависит от целесообразного использования интеллектуально-познавательных ресурсов. Частичный анализ результативности образовательного процесса включает в себя развитие интеллекта, внимания и памяти. Однако мониторингом интеллектуально-познавательной сферы учащихся в системе управления школой предусматривается и развернутый анализ, в который включаем:
– интеллектуальную работоспособность учащихся;
– тип мышления (материалистический, гуманитарный);
– скорость мышления;
– понимание смысла и знаний слов;
– сохранение алгоритма решения нестандартной задачи;
– особенности концентрации внимания;
– особенности памяти;
– анализ отдельных функций мышления;
Обобщение, логичность, креативность и т. п. Даже частичное использование такого анализа может оказаться достаточным для определения тех составляющих, от которых зависит результативность работы школы. Мониторинг решает задачу отслеживания динамики развития мыслительных операций, общеучебных навыков и потенциального интеллекта на протяжении всего пути развития ученика (от 1 кл. к 11 кл.) и через показатели «прироста» дает возможность увидеть эффективность работы педагогического коллектива школы.
|