Рекомендации по составлению плана воспитательной работыВы находитесь: Методические материалы
Сегодня воспитание детей и подростковреализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Общество предъявляет высокие требования к педагогам и воспитателям, деятельность которых напрвлена на формирование поликультурной, конкурентоспособной личности, развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся и воспитанников. В организациях образования в последнее время намечаются положительные сдвиги в реформировании воспитательной работы. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменеия в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.
Воспитание – это создание условий для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается образовательное учреждение. Как сделать жизнь наших детей интересной, разнообразной, насыщенной мероприятиями, с полноценнвм общением не только в процессе обучения, но и во внеурочное время? Ведь главная ценность человека заключается не в знании, которые он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает.
Основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях – классное руководство. Классный руководитель сегодня – это педагог – профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культкры, организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива, создатель благоприятной развивающей среды и морально-психологического климата в группе, координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.
Основной деятельностью классного руководителя, а стало быть, и функционирования классного коллектива является создание оптимальных условий для жизнедеятельности классного коллектива и развития его членов (ибо воспитание есть прежде всего развитие).
Важное место в управленческой деятельности классного руководителя занимает планирование воспитательной работы. Данные методические рекомендации ( результат работы творческой группы классных руководителей ), познакомят с целью, задачами, формой, напрвлениями планирования воспитательной работы классного руководителя и предлагают некоторые традиционные и нетрадиционные формы внеклассной работы, которые помогут (изменить) разнообразить внеклассную, внеурочную жизнь подростков.
Планирование воспитательной работы.
Планирование воспитательной работы – сложный процесс, требующий затрат времени, координация усилий многих педагогов, но, правильно построенный, он в значительной степени предопределяет успех, деятельность всей воспитательной работы.
Назначение, функции плана плана. Требования к планированию.
Планирование в значительной мере предопределяет результативность и эффективность системы воспитательной работы. Целенапрвленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Предназначение плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план – это документ, указывающий содержательные ориентиры границы. Он выполняет следующие функции:
- направляющую, определяющую, т.е конкретные направления и виды деятельности;
- прогнозирующую,. т.е. косвенно отражает замысел, представит результаты через конкретные действия;
- координирующую, организаторскую, т.е. отражает то, как, какими средствами деятельность организуется и кто является её субъектом и объектом, а также указывает порядок деятельности, её взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет её место и время; отвечает: кто, что, когда и где должен делать;
- контрольную: контроль реализации поставленных целей;
- репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объём выполненной работы.
План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований:
1) Целенапрвленность плана, т.е. планируемое содержания и формы работы предусматривает реализацию конкретных целей и задач;
2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает при планировании изучение их ценностных ориентаций;
3) План – это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей;
4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения учащимися на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
5) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных форм, видов деятельности, своей позиции в планируемой работе;
6) Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе;
7) Конкретность и целенаправленность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций;
8) Реальная и разумная насыщенность плана.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
- Результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- Воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- Материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
- Передовой опыт страны, города, образовательных учреждений;
- Возможности родителей, общественности;
- Воспитательный потенциал социального окружения, предприятий, культурных учреждений;
- Традиционные праздники учебного года;
- События, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- События, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- Традиции учебного заведения;
- Предложения педагогов, учащихся, родителей.
Структура и форма плана классного руководителя.
Структура и форма плана могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки. Но при любой форме плана (текстовой, план-сетка, по направлениям, блокам и т.д.) следует помнить, что содержание работы, формы и методы должны способствовать решению поставленных воспитательных задач, соответствовать уровню развития данного коллектива, учитывать психолого-возрастные особенности учащихся, соответствовать алгоритмам планирования, установленным в образовательном учреждении.
Мы предлагаем следующую структуру и форму планирования.
Структура – традиционная:
1. Характеристика класса, группы (психолого-педагогическая).
2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год.
3. Основные цели и задачи на планируемый период.
4. План работы (на полугодие или на весь учебный год).
Ниже прилагаются памятки по анализу результатов воспитательной деятельности, составлению характеристики классного коллектива.
Форма проста, удобна и апробирована в работе классных руководителей. Разногласия могут вызвать направления воспитательной деятельности. Творческая группа при разработке методических рекомендаций руководствовалась «Комплексной программой воспитания в организациях образования Республики Казахстан» (Астана, 2002г.). Мы постарались выбрать наиболее значимые актуальные напрвления, дополнить, расширить. Так в напрвление «Организационные мероприятия» можно включить работу с группой Риска, , трудными подростками, а в направление «Работа с родителями» воспитывать культуру семейных отношений; экологическую культуру рассматривать в направлении «ЗОЖ и физическая культура».
Форма планирования воспитательной работы
№
|
Направления деятельности
|
Мероприятие
|
Дата
|
Ответственный
|
Форма проведения
|
Детальный анализ результатов
|
1
|
Организационные мероприятия и аналитико-диагностическая деятельность
|
|
|
|
|
|
2
|
Интеллектуальная культура
|
|
|
|
|
|
3
|
Казахстанский патриотизм и гражданственность. Этническая культура
|
|
|
|
|
|
4
|
Духовно-нравственная культура
|
|
|
|
|
|
5
|
Экономическая культура
|
|
|
|
|
|
6
|
Здоровый образ жизни и физическая культура
|
|
|
|
|
|
7
|
Работа с родителями
|
|
|
|
|
|
I. Направление «Организационные мероприятия и аналитико-диагностическая деятельность»
Цель: организация классного коллектива, способного решать текущие вопросы
жизни; изучение личности и при необходимости коррекция в воспитании учащихся.
Задачи: - сбор и анализ информации об учащихся;
- определение уровня развития учащихся (интеллекта, творческих способностей, физического и психического здоровья и т.д.);
- создание оптимальных условий для развития и воспитания каждого ребенка на основе личностно-ориентированного подхода.
Мероприятия, рекомендуемые для проведения по направлению.
1. Знакомство с учащимися («Импульс», «Снежный ком», «Солнышко», взаимопрезентация).
2. Распределение поручений. Работа сактивом. Самоуправление. Индивидуальная работа. Классные собрания, ученическая конференция. Выпуск еженедельной газеты. Генеральные уборки. Информационный стенд класса.
3. Анкетирование учащихся («Кто я есть? Каков я?», «Расскажи мне о себе», «выявление степени сформированности побудительных умений учащихся», «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам», «Выявление уровня тревожности», «Мы выбираем, нас выбирают» и т.д.).
4. Диагностика: нравственных приоритетов (методика незаконченных предложений); «Репка, или какие качества я в себе вырастил» (методика изучения воспитанности); «Хранилище человеческих качеств»; методика диагностики уровня творческой активности учащихся, методика изучения результативности работы с классом и т.д.
5. Игры: «Расскажи мне о себе», «Социодрама», «Едем на необитаемый остров».
6. Тестирование: «Моё учение», «Знаета ли Вы себя?».
7. Социометрические исследования.
8. Психологические тренинги: КВНы, «Мой внутренний мир», «Я и окружающий мир», «Конверт дружеских вопросов» и т.д.
II. Интеллектуальная культура.
Цель: формирование психологической и практическойготовности учащихся к сморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию. Формирование собственного стиля обучения, развитие умения переносить полученные знания в новые условия. Формирование общей способности быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющегося мира.
Задачи: - создание условий для интеллектуального развития учащихся;
- развитие познавательных мотивов;
- развитие навыков мыслительной деятельности;
- развитие индивидуально-творческих способностей каждой личности;
- формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями;
- выработка интеллектуальной культуры в процессе освоения знаний.
Мероприятия, рекомендуемые для проведения по направлению:
1. Диагностика: изучение учебной мотивации учащихся и их отношение к учебным предметам: «выявление способов воздействия педагогов на учащихся», «коммуникативная культура педагогов глазами учеников», анкетирование учащихся, тестирование по предметам.
2. Предметные недели, олимпиады.
3. Интеллектуальные игры, забавы, марафоны, познавательные конкурсы, викторины (что? где? когда?, брейн-ринг, «Умники и умницы», «Звездный час», конкурс «Умных и веселых», «Своя игра», «Поле чудес», «Слабое звено», «Счастливый случай».
4. Интеллектуальный марафон, шоу.
5. Одиссея разумов.
6. Созвездие эрудитов.
7. Литературная гостиная.
8. КТД «Мы делаем историю».
9. НОУ (научно-исследовательская работа учащихся, научно-практические конференции), конкурсы проектов.
10.Спич, дебаты, «Лидер ХХI века».
11.Беседы, классные часы «Культура речи современного человека», «Что для меня ценно».
12.Организация кружков по предметам.
III. Казахстанский патриотизм и гражданственность.
Этническая культура.
Цель: - научить подрастающее поколение жить в демократическом обществе;
- сформировать гражданскую активность, компетентность;
- способствовать формированию критического мышления, общей и правовой культуры;
- воспитание суверенной личности гражданина-патриота, этнизация личности в условиях национальных воспитательно-образовательных систем.
Задачи: - создание условий для социализации личности;
- формирование гражданского самосознания;
- воспитание гуманизма, миролюбия как основы национального согласия;
- воспитание правосознания и законопослушности;
- способствовать формированию социальных навыков;
- укрепление самобытности личности, способной к солидарности между отдельными людьми и народами.
- Формирование у учащихся представлений о многообразии мировой культуры и культуры Казахстана, формирование субъекта этноса на национальной воспитательной системе как основе учета особенностей этнического воспитания учащихся.
Мероприятия, рекомендуемые для проведения:
1. Народные и государственные праздники (День Республики, День Независимости РК, День Конституции РК, День Единства народов Казахстана).
2. Тематические классные часы, линейки, беседы «Мой Казахстан», «Этапы развития Казахстана», «Место РК в мировом экономическом развитии», «Символы РК», «Твои достижения, Казахстан!».
3. Экскурсии в музеи, знакомства с историей Отечества.
4. Дебаты «Казахстанский патриотизм – это…?».
5. Игра-кругосветка «Менiң Атамекенiм».
|