Содержания и методики деятельности педагога дополнительного образованияВы находитесь: Методические материалы
![](/images/downd.gif)
Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческо го объединения как системное развитие потенциальных возможно стей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и спе циальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.
В то же время анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что вза имодействие педагога с детьми сводится зачастую к примитивному «натаскиванию»: учащимся дается необходимый объем практичес ких умений и минимум теоретических знаний, что позволяет руко водителю воплощать в детских работах собственные творческие замыслы. Педагогические проблемы в таком случае остаются за рам ками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного ка бинета образовательного учреждения.
Преодолеть «профильную однобокость» в работе с учащимися и организовать полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный» процесс.
Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объеди нения дополнительного образования.
Содержание начального этапа деятельности детского образовательного учреждения дополнительного образования
Особое место в организации такого учреждения занимает на чальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия. Рассмот рим подробнее каждую из названных форм работы.
Комплектование состава детского объединения
Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвя занных мероприятий — запись, организацию рекламы, организа ционное собрание и оформление необходимой документации.
Организация предварительной записи
Предварительную запись в детское объединение нужно начи нать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года.
Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, который, возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образо вания. Поэтому такая деятельность требует специальной организа ции.
Во-первых, для предварительной записи необходимо выделить специальное место, расположенное недалеко от входа.
Во-вторых, место предварительной записи должно быть обеспечено:
• информацией о детском объединении (полное название дет ского объединения, краткая справка о детском объединении — ко гда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы;
опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);
• специально оформленной тетрадью или альбомом для внесе ния в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес;
• карандашами или ручками.
При предварительной записи сообщаются:
а) информация о любых ограничениях для записи детей в дет ские объединения (возрастных, медицинских, организационных);
б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом;
в) дата и время проведения Дня открытых дверей детского объ единения (учреждения) дополнительного образования.
Организация рекламы детского объединения
Реклама детского объединения (учреждения) дополнительного об разования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.
1. Наглядная реклама:
• информация в печатных средствах массовой информации, ви деоролик по каналам местного телевидения и др.;
• рекламная афиша (развешивается в образовательных, меди цинских и культурно-досуговых учреждениях района, на подъездах жилых зданий и т.д.);
• рекламная листовка (распространяется в образовательных учреждениях района, а также через почтовые ящики жилых зданий);
• рекламная выставка работ воспитанников детского объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образо вания детей или передвижной вариант);
• рекламный концерт воспитанников детского объединения (в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района).
2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района и округа.
Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содер жать следующую информацию:
- полное название учреждения дополнительного образования детей;
- название детского объединения;
- краткое содержание его деятельности;
- правила приема в детское объединение (возраст детей, уро вень подготовки);
- точный адрес и проезд;
- телефон для справок;
- дни и часы записи и консультаций;
- на какой основе — платной или бесплатной проводятся занятия.
Массовая запись в детские объединения
Массовая запись в детские объединения проводится, как правило, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:
- массовую агитацию детей в образовательных учреждениях;
- развешивание афиш;
- организацию и проведение Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.
День открытых дверей представляет собой своеобразный празд ник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их чис ло входят:
• массовая запись в детские объединения;
• встреча и консультации с педагогом (педагогами);
• реклама деятельности детского объединения;
• организация выставок работ воспитанников детских объединений;
• проведение мини-концертов воспитанников детских объединений;
• организационное собрание детского объединения;
• дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттрак ционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).
Организационное собрание и необходимые документы
Следующим шагом в организации деятельности детского объ единения является проведение организационного собрания детского объединения — первой встречи педагога со своими будущими вос питанниками.
На этом собрании в доступной для детей и родителей форме не обходимо познакомить:
• с общим содержанием образовательной программы;
• с перспективами на текущий учебный год;
• с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;
• с правилами поведения в учреждении и детском объединении*
• с требованиями к форме одежды;
• сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.
Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и пе дагога.
На организационном собрании нужно попросить детей или ро дителей заполнить заявления-анкеты, которые являются в настоящее время необходимыми документами при приеме в детское объединение.
Следующий важный этап организации деятельности детского объединения — формирование учебных групп и составление расписа ния занятий .
Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:
- по возрасту;
- по уровню подготовки в данном виде деятельности;
- по уровню развития базовых способностей к данному виду де ятельности (по итогам предварительной проверки);
- по выбору детьми времени удобного для занятий (если в детском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом).
Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжи тельность учебных занятий определяется в соответствии:
• с уставом учреждения дополнительного образования;
• санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду де ятельности ;
• региональными нормативными документами в сфере допол нительного образования детей;
• образовательной программой детского объединения.
По итогам этого этапа работы педагог дополнительного обра зования составляет два документа, которые вместе с образова тельной программой детского объединения являются основани ем для открытия детского объединения и определения педагоги ческой нагрузки педагога — списки учебных групп и расписание занятий.
Первые занятия
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складываю щийся стиль отношений между всеми участниками процесса, по ложительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятель ностью и определят их отношение к учебным занятиям.
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми зна ниями и умениями;
2) познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделе нием и детским объединением;
4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
5) получить необходимую информацию друг о друге;
6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно ис пользовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).
Результат этого этапа занятия:
· дети знакомы друг с другом,
• педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
Второй этап занятия — рассказ педагога о детском объедине нии. В такой рассказ необходимо включить:
• разъяснение детям целей и задач детского объединения, со держания его образовательной программы,
• описание содержания и результатов первого года занятий,
• объяснение основных этапов овладения мастерством,
• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников,
• знакомство детей со знаками отличия членов детского объеди нения и условиями их получения,
• рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, ка кие перспективы могут быть для них открыты в данной области де ятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
• выставка детских творческих работ;
• стенгазета или рукописный журнал;
• альбом-летопись детского объединения;
• фотографии, слайды и видеофильмы;
• знаки отличия кружковцев;
• награды детского объединения и его воспитанников;
• выставка книг и периодической печати;
• информационный стенд.
Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно исполь зовать:
• тесты или тестовые задания;
• конкурсы и соревнования;
• познавательные игры;
• выполнение практической работы или творческого задания.
В детских объединениях прикладного характера можно попро сить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
• внесения корректив в образовательную программу;
• разработки индивидуальных заданий;
• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения кол лективной работы.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по уч реждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
• выставочный зал и музей учреждения,
• кабинеты администрации учреждения,
• медицинский кабинет (если есть);
• детские объединения сходного профиля (профильное струк турное подразделение);
• столовая или буфет;
• актовый зал;
• игротека (если есть);
• туалеты для мальчиков и девочек;
• раздевалка.
Второе учебное занятие детского объединения необходимо на чать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
• обсуждение правил взаимодействия всех участников образова тельного процесса;
• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обя занностей членов детского объединения;
• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объ единении дополнительного образования;
• выбор детского актива;
• распределение разовых и постоянных поручений;
• формирование системы передачи информации.
Результатом этого этапа занятия является:
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в дет ском объединении;
- понимание детьми взаимной ответственности;
- включение каждого ребенка в активное общение и социаль ную деятельность;
- начало работы по формированию системы детского самоуп равления.
Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. На чать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.
|