Главная    Почта    Новости    Каталог    Одноклассники    Погода    Работа    Игры     Рефераты     Карты
  
по Казнету new!
по каталогу
в рефератах

Содержания и методики деятельности педагога дополнительного образования

Вы находитесь: Методические материалы

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческо­ го объединения как системное развитие потенциальных возможно­ стей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и спе­ циальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определен­ные требования к содержанию и методике учебной и воспитатель­ной работы с детьми.

В то же время анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что вза­ имодействие педагога с детьми сводится зачастую к примитивному «натаскиванию»: учащимся дается необходимый объем практичес­ ких умений и минимум теоретических знаний, что позволяет руко­ водителю воплощать в детских работах собственные творческие за­мыслы. Педагогические проблемы в таком случае остаются за рам­ ками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного ка­ бинета образовательного учреждения.

Преодолеть «профильную однобокость» в работе с учащимися и организовать полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный» процесс.

Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и мето­дике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объеди­ нения дополнительного образования.

Содержание начального этапа деятельности детского образовательного учреждения дополнительного образования

Особое место в организации такого учреждения занимает на­ чальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия. Рассмот­ рим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование состава детского объединения

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвя­ занных мероприятий — запись, организацию рекламы, организа­ ционное собрание и оформление необходимой документации.

Организация предварительной записи

Предварительную запись в детское объединение нужно начи­ нать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года.

Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, который, возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образо­ вания. Поэтому такая деятельность требует специальной организа­ ции.

Во-первых, для предварительной записи необходимо выделить специальное место, расположенное недалеко от входа.

Во-вторых, место предварительной записи должно быть обеспечено:

• информацией о детском объединении (полное название дет­ ского объединения, краткая справка о детском объединении — ко­ гда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы;
опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);

• специально оформленной тетрадью или альбомом для внесе­ ния в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес;

• карандашами или ручками.

При предварительной записи сообщаются:

а) информация о любых ограничениях для записи детей в дет­ ские объединения (возрастных, медицинских, организационных);

б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом;

в) дата и время проведения Дня открытых дверей детского объ­ единения (учреждения) дополнительного образования.

Организация рекламы детского объединения

Реклама детского объединения (учреждения) дополнительного об­ разования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.

1. Наглядная реклама:

• информация в печатных средствах массовой информации, ви­ деоролик по каналам местного телевидения и др.;

• рекламная афиша (развешивается в образовательных, меди­ цинских и культурно-досуговых учреждениях района, на подъездах жилых зданий и т.д.);

• рекламная листовка (распространяется в образовательных уч­реждениях района, а также через почтовые ящики жилых зданий);

• рекламная выставка работ воспитанников детского объедине­ния (в основном помещении учреждения дополнительного образо­ вания детей или передвижной вариант);

• рекламный концерт воспитанников детского объединения (в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района).

2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района и округа.

Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содер­ жать следующую информацию:

- полное название учреждения дополнительного образования детей;

- название детского объединения;

- краткое содержание его деятельности;

- правила приема в детское объединение (возраст детей, уро­ вень подготовки);

- точный адрес и проезд;

- телефон для справок;

- дни и часы записи и консультаций;

- на какой основе — платной или бесплатной проводятся заня­тия.

Массовая запись в детские объединения

Массовая запись в детские объединения проводится, как прави­ло, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:

- массовую агитацию детей в образовательных учреждениях;

- развешивание афиш;

- организацию и проведение Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.

День открытых дверей представляет собой своеобразный празд­ ник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их чис­ ло входят:

• массовая запись в детские объединения;

• встреча и консультации с педагогом (педагогами);

• реклама деятельности детского объединения;

• организация выставок работ воспитанников детских объеди­нений;

• проведение мини-концертов воспитанников детских объеди­нений;

• организационное собрание детского объединения;

• дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттрак­ ционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).

Организационное собрание и необходимые документы

Следующим шагом в организации деятельности детского объ­ единения является проведение организационного собрания детского объединения — первой встречи педагога со своими будущими вос­ питанниками.

На этом собрании в доступной для детей и родителей форме не­ обходимо познакомить:

• с общим содержанием образовательной программы;

• с перспективами на текущий учебный год;

• с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;

• с правилами поведения в учреждении и детском объединении*

• с требованиями к форме одежды;

• сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.

Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и пе­ дагога.

На организационном собрании нужно попросить детей или ро­ дителей заполнить заявления-анкеты, которые являются в настоя­щее время необходимыми документами при приеме в детское объ­единение.

Следующий важный этап организации деятельности детского объединения — формирование учебных групп и составление расписа­ ния занятий .

Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:

- по возрасту;

- по уровню подготовки в данном виде деятельности;

- по уровню развития базовых способностей к данному виду де­ ятельности (по итогам предварительной проверки);

- по выбору детьми времени удобного для занятий (если в дет­ском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом).

Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжи­ тельность учебных занятий определяется в соответствии:

• с уставом учреждения дополнительного образования;

• санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду де­ ятельности ;

• региональными нормативными документами в сфере допол­ нительного образования детей;

• образовательной программой детского объединения.

По итогам этого этапа работы педагог дополнительного обра­ зования составляет два документа, которые вместе с образова­ тельной программой детского объединения являются основани­ ем для открытия детского объединения и определения педагоги­ ческой нагрузки педагога — списки учебных групп и расписание занятий.

Первые занятия

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складываю­ щийся стиль отношений между всеми участниками процесса, по­ ложительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятель­ ностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспи­тательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми зна­ ниями и умениями;

2) познакомить ребят с образовательной программой, правила­ ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделе­ нием и детским объединением;

4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5) получить необходимую информацию друг о друге;

6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно ис­ пользовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).

Результат этого этапа занятия:

· дети знакомы друг с другом,

• педагог осознает причины, побудившие каждого из детей за­писаться в данное детское объединение.

Второй этап занятия — рассказ педагога о детском объедине­ нии. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, со­ держания его образовательной программы,

• описание содержания и результатов первого года занятий,

• объяснение основных этапов овладения мастерством,

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от­ дельных воспитанников,

• знакомство детей со знаками отличия членов детского объеди­ нения и условиями их получения,

• рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, ка­ кие перспективы могут быть для них открыты в данной области де­ ятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полу­ченные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

• выставка детских творческих работ;

• стенгазета или рукописный журнал;

• альбом-летопись детского объединения;

• фотографии, слайды и видеофильмы;

• знаки отличия кружковцев;

• награды детского объединения и его воспитанников;

• выставка книг и периодической печати;

• информационный стенд.

Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подго­товки детей в данном виде деятельности. Для этого можно исполь­ зовать:

• тесты или тестовые задания;

• конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попро­ сить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основа­нием для:

• внесения корректив в образовательную программу;

• разработки индивидуальных заданий;

• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения кол­ лективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по уч­ реждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

• выставочный зал и музей учреждения,

• кабинеты администрации учреждения,

• медицинский кабинет (если есть);

• детские объединения сходного профиля (профильное струк­ турное подразделение);

• столовая или буфет;

• актовый зал;

• игротека (если есть);

• туалеты для мальчиков и девочек;

• раздевалка.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо на­ чать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

• обсуждение правил взаимодействия всех участников образова­ тельного процесса;

• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обя­ занностей членов детского объединения;

• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объ­ единении дополнительного образования;

• выбор детского актива;

• распределение разовых и постоянных поручений;

• формирование системы передачи информации.
Результатом этого этапа занятия является:

- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в дет­ ском объединении;

- понимание детьми взаимной ответственности;

- включение каждого ребенка в активное общение и социаль­ ную деятельность;

- начало работы по формированию системы детского самоуп­ равления.

Следующий этап занятия — собственно учебный процесс. На­ чать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее пе­дагог переходит к объяснению первой учебной темы.




 

Отправка СМС бесплатно

На правах рекламы


ZERO.kz
 
Модератор сайта RESURS.KZ