Технологии моделирующего обученияВы находитесь: Методические материалы
Учебная игра
В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль: иллюстрации, стимулирования интереса, эмоционально-привлекательного фона, в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе и учебных).
Возникнув в 70-80 годы как технология обучения первоначально в бизнес-школах и в системе профессионального образования, учебная игра быстро проникла во все сферы образования. В настоящее время имеется обширнейшая литература по теории и методике разработки и применения игр в учебном процессе.
Варианты технологий на основе учебной игры различаются по целевой направленности, способу моделирования, содержанию деятельности, детерменированности деятельности участников правилами или руководством учителя, степенью имитации реальных проблем и процессов и т.д.
Инвариантные элементы
Инвариантными элементами учебного процесса на основе учебной игры являются такие ее этапы:
1. Ориентация.
Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными положениями, которые в ней используются. Дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению.
Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. Распределяются роли между участниками. Эффективность и организованность игры повышается, если каждому участнику вручается функциональное описание роли и его задачи. Большую роль играет также игровая атрибутика (знаки отличия ролей, символическая декорация, награды, штрафы и т.д.)
3. Проведение игры.
Учащиеся исполняют свои игровые роли.
Учитель организует проведение игры, выполняя в ней определенные роли:
-
инструктора: сообщение и разъяснение правил и хода игры, неясностей, последствий игровых действий;
-
судьи: распределение ролей, контроль за ходом игры и деятельностью участников, оценка игровых действий (награды и штрафы) в соответствии с правилами игры;
-
ведущий: организатор обсуждения хода, сценария, результатов игры; ставит такие вопросы, которые подводят участников к самостоятельным выводам и обобщениям;
-
тренер: направляющие подсказки, подбадривание, помощь.
Наиболее часто используются в учебном процессе такие виды игр:
-
Игры – ситуации.
-
Сюжетные игры.
-
Игры-драматизации.
-
Игры-имитации реальной деятельности.
-
Состязательные игры.
-
Коммуникативные игры (диалоги, дискуссии).
-
Игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх).
|