Технология модульного обученияВы находитесь: Методические материалы
Целевое назначение
-
Организация самостоятельного учения школьников.
-
Удовлетворение образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями.
-
Мотивационное управление учением.
-
Развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Основные правила.
-
Содержание представлено в самостоятельных законченных комплексах с методическими рекомендациями по его нахождению и изучению, называемых «модулем».
-
Учащиеся большую часть времени работают с модулем самостоятельно, учатся целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.
-
Учитель общается с учащимися посредством модулей и индивидуально: оказывает помощь, направляет, подбадривает.
-
Индивидуализация работы учащихся осуществляется посредством модулей с печатной основой, индивидуального консультирования, дозирования персональной помощи.
-
В начале работы с модулем проводится входной контроль и коррекция знаний и умений.
-
Осуществляется текущий и промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) после изучения каждого учебного элемента. Оценивание только содержательное.
-
После завершения модуля осуществляется выходной контроль. Выставляется итоговая отметка в соответствии с заданными критериями.
Система действий учителя по разработке модулей
1. Разработка модульной программы, которая состоит из:
-
комплексной дидактической цели,
-
интегрирующих дидактических целей каждого модуля,
-
частных дидактических целей учебных элементов, входящих в модуль.
2. Структура модуля, состоящая из учебных элементов (УЭ):
-
нулевой УЭ – цели модуля,
-
содержательные УЭ,
-
резюме (или обобщение) в форме сравнительных таблиц, диаграмм, задания для выходного контроля.
-
cтруктурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Технология модульного обучения в структуре уроков (Из опыта работы школы)
1. Перед началом изучения нового блока учебного материала ученик получает (лучше всего заранее разложить на столах) модульные пособия или комплекты дидактических материалов, входящих в модуль:
-
опорный конспект содержания всего блока,
-
«Зачетные листы» с программой изучения материала и проверочными работами
-
карточки для закрепления и взаимоконтроля,
-
образец итоговой контрольной работы,
-
решебник для самоконтроля с образцами решений и ответами ко всем заданиям «Зачетного листа».
2. Учитель сообщает и представляет в наглядной форме (запись на доске, на плакате, расписание в зачетной книжке) план прохождения материала: указываются темы, количество уроков по каждой теме, формы организации. Называются сроки итогового контроля.
3. Учитель разъясняет (напоминает, уточняет) методику работы с данным модулем: как будет проходить работа в классе в соответствии с планом, представленным в колонке «Программа» в «Зачетном листе»; как будут использоваться «Проверочные работы». Напоминаются критерии оценки и методика их выставления: текущие отметки – в «зачетный лист», итоговая – в журнал.
Для использования «Проверочных работ» можно выбрать один из вариантов или их сочетание:
-
ученик выполняет задания «Проверочной работы» самостоятельно в любое удобное для него время и в любом объеме, сверяется с решениями в решебнике и сам определяет, научился ли он выполнять задания данного вида, обозначая это значком «+» в колонке «Самооценка».
По мере готовности ученик сдает зачет по тем заданиям, которые он усвоил. К итоговой контрольной работе допускается только тот, кто отчитался по всем обязательным (со значком D ) заданиям.
-
«Проверочная работа» к соответствующему «Учебному элементу» используется как самостоятельная работа на уроке с взаимопроверкой и выставлением отметок в колонке «Контроль» (в классный журнал не выставляются).
-
как обязательная домашняя работа (наименее желательный вариант):
-
как совершенно добровольный самоконтроль, без контроля со стороны учителя (хочешь – выполняй, не хочешь – не выполняй)
4. Лекционное изложение содержания всего модуля или микромодуля в целом с использованием опорного конспекта. Учитель излагает и разъясняет общую структуру, значение содержания блока, наиболее существенные и трудные для восприятия моменты, логические и другие связи, обобщенные способы. Ученики следят за изложением по своему опорному конспекту.
5. Самостоятельное детальное изучение материала по учебнику по частям по плану «Программы» в «Зачетном листе». Учитель оказывает индивидуальную помощь, консультирует.
При необходимости вначале учитель объясняет материал сам, показывает образцы решения, включает ученика в обсуждение изучаемого.
6. Закрепление материала и взаимопроверка по карточкам или по заданиям «Проверочной работы». Используется либо методика работы в парах сменного состава (обмен карточками с соседями впереди- и сзадистоящих столов), либо парная работа соседей по парте.
7. Прием текущих зачетов по заданиям «Проверочной работы» у учеников, изъявивших желание отчитаться. Удобней всего это делать за специальным «Столом контроля». Ученикам, правильно выполнившим задания всех уровней и первыми отчитавшимися перед учителем, дается право принимать зачет по сданной ими части у других учеников.
|