Технология обучения на основе системного подхода (Т.Т.Галиев, З.А.Куттыкужанова)Вы находитесь: Методические материалы
Обучение по технологии построено в форме непрерывной дидактической игры и состоит из нескольких этапов.
-
На первом этапе игры проводится входной контроль знаний и умений (по вопросам, связанным с изучаемой темой) для определения готовности учащихся к активной познавательной деятельности и возможной коррекции знаний учащихся.
-
На втором этапе осуществляется планирование самостоятельной деятельности. Учащиеся знакомятся с карточками самоуправления, которые содержат вопросы для оценки знаний.
-
На третьем этапе организуется учебная деятельность. Исследованиями ученых доказано, что важным фактором в формировании у школьников системы знаний является структура самого учебного материала, что наиболее значительный эффект обеспечивает системная организация материала. С помощью системно-структурного анализа и синтеза достигается теоретическое обобщение знаний, они перестраиваются в стройную систему с иерархическими взаимосвязями, образуя целостную картину.
Таким образом, возможны разные пути достижения системных знаний у школьников:
-
особое структурирование учебного материала;
-
обучение школьников методам научного познания.
Наиболее оптимальным вариантом является сочетание обоих этих путей.
Обучение в школе по технологии системного подхода на основе блочного системного структурированного представления изучаемого материала в ходе учебной деятельности решает такие проблемы:
1) формирование навыков активного системного мышления на основе самостоятельного поиска информации и решения проблемных вопросов;
2) организация деятельностных зон общения учащихся на деловом и духовном уровнях общения;
3) учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся через реализацию сотрудничества, разноуровневых заданий, карточек самоуправления;
4) включение психологических механизмов самоконтроля, самообучения, самосовершенствования;
5) постепенный переход обучения в самообучение;
6) значительное сокращение времени на изучение темы;
7) систематический контроль знаний и умений, возможность обучения без учебников.
|