Технология проектного обученияВы находитесь: Методические материалы
Концепция технологии
Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность
-
к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;
-
к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
-
к самообразованию и самоорганизации;
-
к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
-
видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;
-
делать выбор и принимать решения.
В концепции модернизации структуры и содержания образования проектно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается не только как технология, но и как имеющее важное значение содержание обучения. В связи с этим она занимает определенное место в экспериментальном базисном учебном плане.
1) В базовых и профильных предметах инвариантной части плана
-
как структурообразующий принцип формирования содержания и ведущей деятельности;
-
как содержание (процедуры проектировочной деятельности и проектировочные умения), подлежащие усвоению;
-
как технология обучения.
2) В вариативной части учебного плана
-
как самостоятельные спецкурсы в профильном обучении;
-
как ведущая технология практико-ориентированного профильного и предпрофильного образования;
-
как свободно избираемая индивидуальная или групповая деятельность в курсах по выбору в предпрофильной подготовке, выполняющая функцию «профессиональной пробы».
Рассмотрим основные педагогические характеристики технологии проектного обучения и ее возможности применения в профильном обучении старшеклассников и предпрофильной подготовке учащихся основной школы.
Основное целевое назначение проектной технологии в профильном обучении заключается в том, чтобы
1) познакомить учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для профильного обучения и профессионального обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем;
2) включить учащихся в активную, хотя преимущественно в квазиисследовательскую и квазипрофессиональную, но вполне реальную деятельность, в проживание реальных событий и чувств, позволяющих ученику осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;
3) стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем:
-
к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю;
-
к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результату;
-
к творческой деятельности по конструированию новых объектов.
Но, кроме специфичный профориентационных, проектное обучение преследует и общедидактические цели, такие, например, как
4) создать условия для развития интеллектуальных способностей:
-
критически мыслить;
-
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления;
-
мыслить на уровне широких обобщений;
-
ориентироваться в окружающей действительности;
5) Формировать ключевые умения и компетенции:
-
проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;
-
познавательные; навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач.
-
исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;
-
коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого;
-
социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;
-
информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение.
Обобщенная процедура проектной деятельности
В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта.
Исходный этап: разработка проектного задания:
-
Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).
-
Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)
-
Определение цели проекта и поэтапных задач.
Этап разработки плана работы:
-
Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
-
Выбор средств и методов выполнения.
-
Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
-
Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
-
Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта:
-
Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
-
Проведение исследования, выполнение расчетов,
-
Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
-
Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)
-
Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта:
-
Общественная презентация проекта.
-
Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
-
Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
|