Главная    Почта    Новости    Каталог    Одноклассники    Погода    Работа    Игры     Рефераты     Карты
  
по Казнету new!
по каталогу
в рефератах

Технология проектного обучения

Вы находитесь: Методические материалы

Концепция технологии

Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность

  • к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;
  • к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
  • к самообразованию и самоорганизации;
  • к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;
  • делать выбор и принимать решения.

В концепции модернизации структуры и содержания образования проектно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается не только как технология, но и как имеющее важное значение содержание обучения. В связи с этим она занимает определенное место в экспериментальном базисном учебном плане.

1) В базовых и профильных предметах инвариантной части плана

  • как структурообразующий принцип формирования содержания и ведущей деятельности;
  • как содержание (процедуры проектировочной деятельности и проектировочные умения), подлежащие усвоению;
  • как технология обучения.

2) В вариативной части учебного плана

  • как самостоятельные спецкурсы в профильном обучении;
  • как ведущая технология практико-ориентированного профильного и предпрофильного образования;
  • как свободно избираемая индивидуальная или групповая деятельность в курсах по выбору в предпрофильной подготовке, выполняющая функцию «профессиональной пробы».

Рассмотрим основные педагогические характеристики технологии проектного обучения и ее возможности применения в профильном обучении старшеклассников и предпрофильной подготовке учащихся основной школы.

Основное целевое назначение проектной технологии в профильном обучении заключается в том, чтобы

1) познакомить учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для профильного обучения и профессионального обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем;

2) включить учащихся в активную, хотя преимущественно в квазиисследовательскую и квазипрофессиональную, но вполне реальную деятельность, в проживание реальных событий и чувств, позволяющих ученику осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;

3) стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем:

  • к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю;
  • к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результату;
  • к творческой деятельности по конструированию новых объектов.

Но, кроме специфичный профориентационных, проектное обучение преследует и общедидактические цели, такие, например, как

4) создать условия для развития интеллектуальных способностей:

  • критически мыслить;
  • прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления;
  • мыслить на уровне широких обобщений;
  • ориентироваться в окружающей действительности;

5) Формировать ключевые умения и компетенции:

  • проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;
  • познавательные; навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач.
  • исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;
  • коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого;
  • социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;
  • информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение.

Обобщенная процедура проектной деятельности

В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта.

Исходный этап: разработка проектного задания:

  • Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).
  • Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)
  • Определение цели проекта и поэтапных задач.

Этап разработки плана работы:

  • Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
  • Выбор средств и методов выполнения.
  • Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
  • Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
  • Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

  • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
  • Проведение исследования, выполнение расчетов,
  • Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
  • Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)
  • Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта:

  • Общественная презентация проекта.
  • Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
  • Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.



 

Отправка СМС бесплатно

На правах рекламы

строительная экспертиза

ZERO.kz
 
Модератор сайта RESURS.KZ