Послание Президента РК народу Казахстана от 27 января 2012 годаВы находитесь: Нормативная база
Данные обновлены: 01.07.2017г.
Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил на заседании палат Парламента с Посланием к народу Казахстана.
НОВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ –
НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ –
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАЗАХСТАНА
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана
Құрметті қазақстандықтар!
Ел тарихының ХХІ ғасырдағы аса бір күрделі кезеңі аяқталып келеді. Дүние жүзінің экономикасын тұралатқан жаһандық дағдарыс дауылы әлі басыла қойған жоқ. Алайда ол өзінің алғашқы алапат қуатынан айырылды. Біз тастүйін дайын болғандықтан, оның салдары біздің еліміз үшін соншалықты ауырға соққан жоқ.
Дағдарысқа дейінгі кезеңде біз Қытай, Үндістан және өзге де экономикасы қарыштап алға басқан мемлекеттер қатарында дамудың жоғары деңгейіне көтерілдік. Өйткені біз оған қалай қол жеткізуге болатынын білдік.
Бәрін дұрыс жоспарлап, сауатты іске асырғандықтан, біздің дамуымыз сәтті болды.
Біз жасампаздыққа жұмыла кіріскендіктен, дамудың даңғыл жолына түстік.
Толағай табыстарымен дүние жүзін мойындатқан Қазақстанның әлеуеті артып, экономикасы серпінді бола түсті.
Дамуымыздың маңызды алғышартына айналған Қазақстандық бірліктің өнегелі үлгісі ғаламшардағы мемлекет басшылары мен конфессия жетекшілерінен лайықты бағасын алды.
Осылайша Қазақстан қуатты да табысты мемлекетке айналып, өзінің бастамалары арқылы жоғары халықаралық беделге ие болды.
Жасампаздық қуатымен дүние жүзінде даңқы артқан Қазақстан әлемді өз жетістіктерімен таң қалдырды.
Сондықтан Қазақстанға Еуропадағы қауіпсіздік және ынтымақтастық ұйымына төрағалық ету мәртебелі миссиясы сеніп тапсырылды.
Біз жаңа онжылдығымызды әлемдік деңгейдегі осындай абыройлы тарихи оқиғамен бастадық.
Мен біздің алдағы барша жетістіктеріміз осындай жарқын болады деп сенемін.
Менің басты мақсатым – еліміздің алдағы онжылдықтағы экономикалық өрлеуін қамтамасыз етіп, жаңа мүмкіндіктерге жол ашу. Бүгінгі Жолдауым осыған арналған. «Қазақстан – 2030» стратегиясын орындай отырып, біз алғашқы онжылдыққа бағдарлама жасап, оны тәмамдадық. Ендігі мақсат – осы Стратегияның келесі онжылдығына қарай қадам жасау.
1. Реализация Стратегического плана 2010 - важнейший рубеж развития страны
В 1997 году, приняв Стратегию «Казахстан -2030», мы сформулировали долгосрочную повестку, главные цели и приоритеты страны, которые затем получили логическое развитие в Стратегическом плане до 2010 года.
И мы стали жить так, как планировали и достигли следующих результатов.
Еще в 2008 году в сравнении с 2000 годом на два года раньше запланированного мы удвоили объем ВВП республики, и эффективно выполнили социальные обязательства государства.
Среднемесячная заработная плата выросла в 5 раз, а средний размер пенсий в 3 раза.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в 4 раза (с 50% до 12%).
Улучшились основные показатели здоровья населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65 до 68 лет. В два раза уменьшилась материнская смертность, в полтора раза возросла рождаемость.
За десять лет были построены 652 школы и 463 объекта здравоохранения.
Сегодня у нас есть медицинские центры мирового уровня - Национальный центр материнства и детства и Институт нейрохирургии.
В этом году введем Кардиохирургический центр. Во всех областях улучшается медицинское обслуживание казахстанцев.
Благодаря этому мы сохраним тысячи жизней наших граждан!
Признавая наши достижения, ООН в своем Докладе в 2009 году включила Казахстан в категорию стран с высоким уровнем человеческого потенциала. Это - неоспоримое свидетельство нашего возросшего благосостояния! За десятилетие обладателями жилья стали 350 тысяч семей – это примерно 1,2 миллиона человек. Построено и отремонтировано 32 тысячи километров дорог, это одна треть всех дорог Казахстана.
Следуя букве и духу Стратегии развития Казахстана до 2030 года,мы решили все задачи, намеченные на первое десятилетие XXI века.
2. Период кризиса - время принятия верных решений
Мировой финансово-экономический кризис повлиял на темпы роста экономики, но не остановил наше развитие. Накопленный экономический потенциал обеспечил нам устойчивость в труднейших кризисных баталиях последних трех лет.
Мы защитили финансовую систему страны, спасли системообразующие банки.
Мы не оставили в беде малый и средний бизнес.
Добились небывалого роста «казахстанского содержания» в госзакупках национальных и транснациональных компаний.
Беспрецедентную помощь оказали агропромышленному комплексу.
Государство взяло на себя все расходы по завершению долевого строительства.
Благодаря успешной реализации программы «Дорожная карта-2009», в регионах страны реализовано 862 проекта по реконструкции ЖКХ, отремонтировано 737 километровэлектролиний, 1029 километровсетей водоснабжения, 284 километратеплотрасс, автодорог, сотни школ и больниц, объекты культуры и спорта.
Такую важнейшую работу, дошедшую до каждого села, мы провели впервые. Нам народ благодарен - мы провели хорошую работу.
Все было сделано под моим контролем, оперативно, публично.
Мы не допустили рецессии, потому что знали, что нужно делать, и делали это быстро.
Великий Неру когда-то сказал: «Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует». А мы действовали смело.
За 2009 год рост экономики составил 1,1%, в промышленности 1,7%. Мы оказались в «группе прорыва» стран с положительными темпами роста.
Валовые международные резервы и активы Национального фонда уже сегодня превысили 50 миллиардов долларов, и возросли за последние десять лет более чем в 25 раз.
Важно отметить, что в прошлом году мы потратили часть средств, а сегодня объем Фонда больше чем в декабре прошлого года.
Благодаря Фонду мы не только провели антикризисные меры, но и возвратили государству важные активы, которые вынуждены были продать, когда нам было тяжело. Это - Экибастузская ГРЭС-1, разрез «Богатырь», нашу долю в Кашагане, Мангистаумунайгаз и все три НПЗ.
Уровень безработицы составил 6,3%, а это ниже, чем в докризисные времена.
Благодаря эффективно реализованной Стратегии занятости, в стране было создано свыше 400 тысяч рабочих мест.
Мы выстояли. Теперь мы приступаем к выполнению Стратегии развития до 2020 года.
3. Стратегический план 2020 - казахстанский путь к лидерству
Нам предстоит:
1.Подготовить экономику к посткризисному развитию;
2.Добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры;
3.Активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала;
4.Обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;
5. Укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения.
3.1 Диверсификация экономики - ключ к успеху
Устойчивое и сбалансированное развитие в ближайшее десятилетие будет обеспечено за счет
ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Важнейшей задачей является комплексный рост производительности труда.
В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, то один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов.
Вывод очень простой - нам надо исправлять ситуацию – повышать производительность и внедрять инновации.
Оценка и финансовая поддержка по этим критериям работы всех уровней управления и контроль будут главной задачей Правительства.
Только инновации дадут резкий рост производительности труда.
По моему поручению Правительство разработало Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития и детальную Карту индустриализации страны.
Эти два документа - подробный план действий того, что, где и как мы будем строить в ближайшие пять лет.
Сегодня речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге, а это - более 40% от ВВП страны, которые позволят нам напрямую создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест только в ближайшие три года.
В предстоящие пять лет будут введены в эксплуатацию мощный газохимический комплекс, заводы по производству минеральных удобрений, ряд крупных электроэнергетических станций - Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, новый блок Экибастуской ГРЭС-2 и многие др.
К 2014 году мы реконструируем все 3 НПЗ и сможем полностью обеспечивать нашу внутреннюю потребность по всему спектру нефтепродуктов.
Каждый индустриальный проект в каждом регионе должен быть взят под особый контроль не только местной власти, но и общественности. Эта работа должна стать общенародной задачей всей страны в ближайшее десятилетие.
Только так мы сможем войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.
Для НДП «Нур-Отан» выполнение Программы - 2020 должно стать главным стержнем работы. Никто не должен стоять в стороне, потому что только так мы обеспечим новый экономический подъем Казахстана.
Создается единый управленческий центр (штаб) во главе с Премьер-Министром по осуществлению Программы, и центры в областях во главе с акимами. Надо работать так, как мы работали в 2009 году по программе «Дорожная карта».
Министры, акимы ответственны за решение всех текущих вопросов. Они же мобилизуют все ресурсы.
Индустриальное развитие - это наш шанс в новом десятилетии, новые возможности для развития страны.
Казахстан будет успешной индустриальной державой – я в это абсолютно верю.
Другим важным сегментом диверсификации является развитие агропромышленного комплекса. Его развитие должно проходить по трем основным направлениям.
Во-первых, основной акцент должен быть сделан на рост производительности труда.
Производительность труда в сельском хозяйстве у нас самая низкая и составляет около 3-х тысяч долларов на одного занятого в год. В то время как в развитых странах этот показатель составляет 50-70 тысяч долларов.
Вот где перспективы роста для села. Поэтому наша задача - уже к 2014 году как минимум в два раза повысить производительность в агропромышленном комплексе.
Решить эту непростую задачу в состоянии только аграрно-индустриальная диверсификация, то есть резкий рост переработки сельхоз сырья, новые оборудования, новые технологии и подходы в сельском хозяйстве. Надо использовать мировой опыт, быстрее внедрять его в наше сельское хозяйство.
Во-вторых, обеспечение продовольственной безопасности страны.
К 2014 году более 80% внутреннего рынка продовольственных товаров должны составлять отечественные продукты питания. У нас есть возможности для этого.
В-третьих, реализация экспортного потенциала, в первую очередь это рынки стран Таможенного союза, Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока.
Мы уже строим железнодорожные линии «Жетыген-Коргас» и «Узень - государственная граница с Туркменистаном», которые фактически откроют доступ нашей продукции на рынки Китая и стран Персидского залива. Автодорога «Западный Китай - Западная Европа», которую мы начнем строить – важная магистраль для товаров.
Отдельно хочу остановиться на секторах «экономики будущего». Ее основой должна стать результативная и эффективно функционирующая национальная инновационная система.
У нас уже есть наработки в этом направлении. Мы идем дальше. В рамках Нового Университета в Астане будут созданы три новых научных центра.
Центр наук о жизни будет вести совместные с ведущими мировыми научными центрами разработки в области трансплантации органов, искусственного сердца и легких, стволовых клеток и медицины долголетия.
Центр энергетических исследований будет заниматься вопросами возобновляемой энергетики, физики и техники высоких энергий.
Междисциплинарный инструментальный центр будет являться инжиниринговым центром, лабораторной базой и конструкторским бюро.
Все три центра будут созданы уже в этом году.
Поручаю Правительству разработать межотраслевой план научно-технологического развития страны до 2020 года с учетом приоритетов нашей индустрии в 2010 году.
Необходимо также ускорить разработку нового Закона «О науке».
Это - важно для нашего будущего развития.
3.2 Грамотная торговая политика -поддержка конкурентоспособности экономики
Казахстан является активным участником интеграционных процессов в СНГ. Создание Таможенного союза с Россией и Беларусью, который вступил в силу с 1 января 2010 года - это прорыв всех казахстанских интеграционных инициатив.
Следующим этапом интеграции трех стран станет формирование с 1 января 2012 года Единого экономического пространства. Это более высокий уровень интеграции, когда будет обеспечено свободное передвижение капитала и рабочей силы.
Поддерживая региональные экономические объединения в СНГ, Правительство должно активизировать процессы вступления во Всемирную торговую организацию на условиях, отвечающих приоритетам экономического развития Казахстана.
Полагаю, что уже сейчас нашим предпринимателям важно правильно оценить появление новых возможностей, всерьез заняться разработкой эффективных стратегий по выходу на новые рынки, наращивать конкурентные преимущества.
Конечно, как говорится, «там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже». А казахстанцы намерены жить лучше, и не позволят мешать осуществлению своих планов.
3.3 Привлечение инвестиций
Очевидно, что для реализации наших планов по диверсификации одних лишь государственных ресурсов будут недостаточно. Ее основным источником должны стать прямые иностранные инвестиции.
Одними из основных вопросов в ходе моих международных поездок были вопросы инвестиций в Казахстан. Многие государства видят смысл вкладывать ресурсы в нашу экономику.
Сегодня решены вопросы о привлечении инвестиций из Китая, Южной Кореи, Объединенных Арабских Эмиратов, а также французских, итальянских, российских компаний в размере 20-ти миллиардов долларов.
Эти средства пойдут в несырьевой сектор, обеспечат ввод в действие десятков объектов индустриальной программы, инфраструктуры и совместных предприятий.
Решены вопросы привлечения инвестиций на автомагистраль «Западный Китай – Западная Европа» в размере около 3-х миллиардов долларов и на газопровод с запада на юг страны – 2 миллиардов долларов.
И все это - помимо инвестиций в сырьевой сектор, который составят более 10-ти миллиардов долларов. Как видите, проведена огромная работа по обеспечению этой Программы финансовыми и материальными ресурсами.
Мы должны создать в Казахстане наиболее привлекательные условия для инвесторов готовых работать в нашем регионе.
С учетом приоритетов индустриального развития необходимы новые подходы к функционированию специальных экономических зон и индустриальных парков. Поручаю Правительству разработать новый законопроект о специальных экономических зонах.
Огромным потенциалом по привлечению частных инвестиций располагает механизм государственно-частного партнерства.
Мы запустили этот механизм в Казахстане, но он требует усовершенствования в соответствии с лучшей мировой практикой.
Поручаю Правительству в первом полугодии внести соответствующие изменения в законодательство о концессиях. В целях внедрения принципа проектного финансирования надо предусмотреть в нашем законодательстве возможность создания специальных проектных организаций с особым юридическим статусом.
3.4. Предпринимательство - движущая сила новой экономики
Ядром диверсификации будет предпринимательство.
Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации.
Именно предприниматели, являются движущей силой модернизации экономики.
В этой связи поручаю Правительству с 2010 года обеспечить введение единой бюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах.
Предлагаю назвать ее «Дорожная карта бизнеса - 2020».
Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса.
Использование средств этой программы должно осуществляться по следующим направлениям:
- субсидирование процентной ставки по кредитам;
- частичное гарантирование кредитов малому и среднему бизнесу;
- сервисная поддержка ведения бизнеса;
- переподготовка кадров и повышение квалификации, молодежная практика и социальные рабочие места.
«Дорожная карта бизнеса - 2020» открывает новые возможности, как для предпринимательства, так и для банков и инвесторов по финансированию несырьевых проектов.
Правительство совместно с акимами должно разработать в рамках трехлетнего бюджета общие лимиты финансирования в разбивке по годам, основанные на расчетах экономического потенциала каждого региона. Эти средства передаются регионам.
Акимы будут нести полную ответственность за проекты МСБ финансируемые по программе.
Поручаю Правительству передать СПК местным исполнительным органам, которым предстоит на деле стать региональными корпо
|