Главная    Почта    Новости    Каталог    Одноклассники    Погода    Работа    Игры     Рефераты     Карты
  
по Казнету new!
по каталогу
в рефератах

Возможности педагогической технологии В.М. МОНАХОВА в решении методических проблем

Вы находитесь: Методические материалы

впервые учителю предложено обращаться к личности ученика с уважением, предоставляя ему право выбора того целевого ориентира "оценки", который в данный момент соответствует ценностным установкам. С нашей точки зрения, именно отсюда начинается развитие учащегося, т.к. у ученика появляется желание "развивать себя".

3.Дозирование домашнего задания (внеаудиторная самостоятельная деятельность учащихся).                                                                          

Цель практическая для этого блока - гарантированно подготовить ученика (через самостоятельное выполнение определенного объема специально разработанной системы упражнений) к диагностике.

Цель нравственная - ученику впервые предоставляется право выбора будущей оценки в полном соответствии с Законом "Об образовании". (Здесь очевиден воспитательный эффект).

Кроме того, важная цель - преодоление перегрузки.

Цель технологии: получить ответ о разумной норме домашних заданий - норме по объему, по трудности, по сложности.

Учитель определяет содержание внеаудиторной самостоятельной работы, необходимой для достижения микроцели, опираясь на свой методический опыт.

У учителя есть, конечно, право на ошибку. Главное вовремя внести изменения в блок "Диагностика".

Важным моментом в конструировании ТК является то, что любой из трех этапов: целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, вносит определенные уточнения в содержание предыдущих.

Обратим внимание на то, что первые три параметра есть, фактически, три компонента, которые обусловливают профессиональную деятельность учителя по математическому развитию учащихся. Поясним это. После того, как учитель установил микроцель, определил для нее аппарат диагностики, теперь он (учитель) устанавливает дозу самостоятельной деятельности ученика, которая выводит учащегося на требуемый учителем уровень развития.

4.   Логическая структура учебного процесса - это стратегия развернутой через систему уроков панорамы учебного процесса.

Логическая структура проекта представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Микроцели, т.е. главные вопросы темы, определяют зоны ближайшего развития учащихся и временную продолжительность каждой зоны. Заканчивается каждый отрезок выполнением самостоятельной работы.

Особое внимание в логической структуре проекта учебного процесса уделяется своеобразным программам развития учащихся:

- программа формирования мотивации;

- программа формирования и поддержки познавательного интереса;

- программа развития мышления;

- программа развития памяти;

- программа формирования и развития речи;

- программа воспитания этики отношения к учебному труду;

и т.д.

Программы развития органично "встраиваются" в логику изучения конкретной учебной темы.

5. Коррекция рассчитана на учащихся, которые не получили "зачет" на диагностике, т.е. не достигли уровня стандарта. Это своего рода программа вывода таких учащихся на уровень стандарта.

В этом блоке автор технологии рекомендует в явном виде выделять три рубрики.

Первая - возможные затруднения (с точки зрения самого учителя) при освоении учебного материала, относящегося к данной микроцели.

Вторая - наиболее типичные ошибки, которые поджидают учащихся в этой теме.

Третья - система мер педагогического и методического характера, выводящая ученика на уровень образовательного стандарта.

Указанные три позиции повторяются по каждой микроцели.

Итак, технологическая карта - это точная схема процесса, осуществление которого дает учителю гарантию того, что все учащиеся без исключения усвоят программу по данному предмету, по данной теме на обязательном уровне (уровне стандарта), а наиболее способным ученикам дает возможность усвоения материала на более высоком уровне.

ТК включает в себя основные узловые компоненты учебного процесса. Но она не дает конкретной информации о каком-либо уроке. Более детальное представление содержательного компонента раскрывается в ИКУ - информационной карте урока.

ИКУ имеет следующую структуру:

1) задачи урока;

2) содержание урока;

3) методический инструментарий учителя;

4) результаты взаимодействия учитель-ученик.

Основная задача ИКУ: управление вероятностью успешной диагностики и оперативное управление процессом успешного выполнения блока "Дозирование домашнего задания".

Ценным в педагогической технологии является то, что большая часть времени на уроке идет на развитие учащихся. Задачи развития (или отсутствие его) четко, ясно, поурочно выстраиваются в информационной карте развития учащихся (ИКРУ).

ИКРУ - основной документ по проектированию развития школьника вообще, и математического развития, в частности, в границах зоны ближайшего развития (от микроцели до диагностики). В ИКРУ  указаны: задачи развития; содержание учебно-познавательного процесса; методический инструментарий учителя; ориентиры развития.

ИКРУ особенно интересна для нашего исследования. Здесь в границах зоны ближайшего развития учитель в явном виде выписывает ориентиры развития. После реализации проекта учебного процесса (то есть после того, как изучение материала прошло в классе, проведена диагностическая самостоятельная работа, определены результаты) учитель может трансформировать ориентиры, которые себя оправдали в задачи урока, а сумма задач уроков трансформируется в новую редакцию микроцели, что составляет первооснову для постановки вопроса об управлении математическим развитием учащихся.

На основе проведенного обзора основных сущностных положений педагогической технологии В.М. Монахова, отметим, что данная технология обучения учитывает важнейшие аспекты современного развития нашего общества.

В фундаментальной основе технологии лежит модель учебного процесса, которая универсализирует и систематизирует наше представление о главном, о сущностном в учебном процессе.

Итак, выделимотличительные особенности ПТ В.М. Монахова.

1.           Системность (универсальные объекты проектирования учебного процесса в технологии - технологическая карта, информационная карта урока, информационная карта развития, обладают всеми признаками образования).

2.           Структурированность (ТК, ИКУ, ИКРУ выступают архитекторами содержания образования).

3.           Воспроизводимость (условие доступности для каждого учителя).

4.           Планируемая эффективность (иерархия целей обучения, целей курса и микроцелей уроков логично представляется в форме планируемых результатов обучения).

5.           Возможность оптимизации системы структурных требований к современному уроку. (Это позволяет учителю достаточно рационально и технологично выстроить систему уроков. В.М. Монахов отмечает: "1) нельзя оптимизировать учебный процесс, а необходимо оптимизировать модель учебного процесса; 2) нельзя проводить оптимизацию, если нет нормализации".)

6.           Согласованность содержания и характера учебной предметной деятельности по классам с учетом общей динамики развития общеучебной деятельности и в случае необходимости - ее корректировка.

7.           "Встроенность" мотивационного компонента при проектирова-нии учебного процесса и развитие этого компонента с опорой на концепцию "рассеянных" методических знаний.

8.           "Встроенность" системы диагностики и контроля, обеспечива-ющей и отслеживающей факт достижения уровня образовательного стандарта.

Особенно отметим, что мы выявили возможности педагогической технологии В.М. Монахова, которые можно использовать в решении методических проблем математического развития учащихся. А именно:

1.   Педагогическая технология В.М. Монахова гарантирует достижение конечного результата обучения и мы получили гарантированный конечный результат и в решении проблем математического развития учащихся через указанную технологию.

2.   Говоря о комфортности учения ученика, отметим, что необходимым условием комфортности является вывод ученика на определенный уровень развития.

3.   Технологические процедуры проектирования, в педагогической технологии В.М. Монахова, из-за их стандартизированности, оказали серьезное влияние на создание методических процедур развития учащихся. Имея такие методические процедуры, можно проектировать уровень развития учащихся.

4.   В нашем исследовании полностью была принята параметрическая модель учебного процесса. Первые три параметра (целеполагание, диагностика, дозирование) - фактически три компонента, которые обусловливают профессиональную деятельность учителя по математическому развитию учащихся.

5.   По сути дела педагогическая технология В.М. Монахова - это технология проектирования учебного процесса на основе его модели.

Технология проектирует объекты: ТК, ИКУ, ИКРУ. ТК, ИКУ, ИКРУ отработаны в технологии и приняты учителями.

Мы считаем, что ТК и ИКРУ открывают возможности проектирования уровня развития учащихся.

6. В технологии идет насыщение логической структуры проекта технологического процесса по технологической карте методами программ развития. Программы развития органично "встраиваются" в логику изучения конкретной учебной темы (это на проективном уровне фиксируется в ТК). Мы целиком приняли технологические процедуры "встраивания", но уточнили  их, стандартизировали.

 

Библиографический список

 

1.         Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,1995.

2.         Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

3.         Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Педагогика, 1993, № 5.

4.         Монахов В.М.Диагностика. М.-Новокузнецк,1997.

5.         Монахов В.М.Дозирование. М.-Новокузнецк,1997.

6.         Монахов В.М. Коррекция. М.- Новокузнецк, 1997.

7.         Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогического вестника» - Успешное обучение, 1997.

8.         Монахов В.М. Технологическая карта – паспорт учебного процесса. Новокузнецкий ИПК. М. – Новокузнецк,1997.

9.         Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.

10.      Репкин В.В. Что такое развивающее обучение? // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков; Томск, 1982.

11.      Сафронова Т.М. Технологический подход к проектированию учебного процесса, ориентированного на математическое развитие учащихся. Дис… канд. пед. наук. – М., 1999.



12

 

Отправка СМС бесплатно

На правах рекламы


     ZERO.kz          
 
Модератор сайта RESURS.KZ