Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годыВы находитесь: Нормативная база
Данные обновлены: 01.07.2017г. шенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз, а также расширение использования тестов, ориентированных на определение способностей к дальнейшему обучению, уровня логического мышления, владение английским языком, а также базовых компетенций (функциональная грамотность).
4. Формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел" и культуры здорового образа жизни.
Воспитание высоконравственных граждан и патриотов своей Родины будет осуществляться с учетом ценностей Общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел".
Будет транслироваться опыт социального проекта НИШ "Шаңырақ", направленного на патриотическое воспитание и привитие национальных и общечеловеческих ценностей.
С целью формирования конкурентных преимуществ личности в творческой компетентности, непрерывном образовании и воспитании, профессиональном самоопределении будет обновлено содержание дополнительного образования детей по основным направлениям: художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, образовательно-оздоровительное и другие.
Среднее образование будет направлено на укрепление нравственных ценностей, национально-культурных традиций и обеспечение преемственности поколений, а также становление личности, способной нести ответственность за свою Родину. В условиях ценностного образования школа обеспечит вклад в реализацию общенациональных идей, консолидирующих народ Казахстана, прививая патриотические чувства и способствуя воспитанию их открытыми, доброжелательными гражданами своей страны.
Во все общеобязательные стандарты и учебные программы будут включены компоненты, способствующие формированию духовно-нравственных и интеллектуальных качеств личности.
Будут разработаны и утверждены требования школьных принадлежностей, ориентированных на популяризацию и продвижение казахстанских ценностей, включая публикацию текстов на форзацах учебников и школьных тетрадей.
Будет усовершенствована образовательная программа повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Получит развитие сеть организаций дополнительного образования за счет средств из местного бюджета и внедрения механизмов ГЧП.
До 2020 года будет активизирована работа по открытию объектов системы дополнительного образования в рамках ГЧП.
Кроме того, развитие сети планируется за счет:
1) планирования при строительстве жилых домов помещений на 1-х этажах для функционирования детских досуговых центров;
2) предоставления свободных помещений школ для функционирования детских досуговых центров.
Будет расширяться сеть школьных спортивных секций за счет местных бюджетов через создание школьной спортивной лиги в каждой организации среднего образования.
В целях обеспечения доступности спортивных объектов для занятий массовыми видами спорта для детей из малообеспеченных и многодетных семей, детям-сиротам, детям с девиантным поведением, а также посещения организаций культуры и спорта будет предусмотрено предоставление льгот (бесплатные абонементы) (за счет МИО, спонсоров, меценатов и т.д.).
Будет обеспечен рост количества кружков и секций в общеобразовательных школах республики, что позволит увеличить охват детей дополнительным образованием до 70 %. Для этого к работе в кружках будут привлечены родители.
Между школами будут реализовано проведение регулярных спортивных соревнований.
Будет усилена работа МИО по оснащению современным оборудованием спортивных залов школ и организаций дополнительного образования.
Будет активизирована работа единой детско-юношеской организации (далее – ЕДЮОО) "Жас-Ұлан", подразделяющейся на два звена "Жас Қыран" (7–9 лет, 2–4 классы) и "Жас Ұлан" (9–16 лет, 5–9 классы), по проведению патриотических, волонтерских, гражданско-правовых мероприятий через телевидение, социальную рекламу, кино, концерты, массовые акции, экскурсии, походы.
В 2016 - 2020 годах будут созданы и действовать ассоциации вожатых и координаторов ЕДЮОО "Жас Ұлан".
Ежегодно будут проводиться мероприятия ЕДЮОО "Жас Ұлан" по формированию финансовых ресурсов в режиме фандрайзинга (поиск и сбор средств на осуществление проектов и программ).
Ежегодно будут привлекаться волонтеры среди учащихся старших курсов и студентов к участию в организации:
1) слетов, семинаров, тренингов для вожатых ЕДЮОО "Жас Ұлан" с целью повышения квалификации и профессиональных навыков;
2) семинаров-тренингов и мастер-классов для активистов детско-юношеского движения "Школа лидерства";
3) республиканского Форума лидеров "Ұланымыз ұлы елдің".
Школьники будут привлекаться к социальным акциям милосердия, доброй воли, социального равенства, межконфессиональной и этнической толерантности и др., в том числе с использованием медиаресурсов.
Будут приняты меры по формированию у школьников культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и обеспечения потребления ими натуральных и свежих продуктов.
5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования.
Финансирование, ориентированное на результат, станет составной частью реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании.
До 2020 года в каждой полнокомплектной школе будут созданы попечительские советы по модели пилотных школ, апробируемых в рамках внедрения подушевого финансирования.
В 2019 году будет завершен процесс внедрения подушевого финансирования во всех городских школах по итогам положительной апробации.
Продолжатся общественные слушания (открытые доклады) в режиме онлайн перед родительской общественностью с участием представителей МИО областей, городов Астаны и Алматы (4 раза в год) по итогам каждой учебной четверти.
Будут обновляться образовательные программы курсов повышения квалификации в области менеджмента с учетом инновационных форм управления, по которым будут проходить обучение ежегодно 20 % руководителей организаций общего среднего образования.
Аттестация школ будет проводиться на основе внедрения системы ранжирования организаций среднего образования по уровням качества предоставляемых услуг. Школы будут оцениваться по критериям и дескрипторам (требованиям), состоящим из четырех уровней: образцовый, хороший, требующий улучшения и низкий.
В целях мотивации организаций среднего образования к повышению качества обучения и результативности будут проработаны вопросы создания системы стимулирования успешных школ.
К управлению школьным образованием будет привлечена широкая общественность через развитие попечительских советов в школах.
Будет совершенствоваться процедура самооценки школ. К 2020 году результаты самооценки и госконтроля будут совпадать у 40% школ.
Будет активизирована работа МИО по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи (под опеку, попечительство, на патронат и усыновление).
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в предназначенных организациях, будет уменьшаться за счет комплекса мер по передаче детей в семьи.
Техническое и профессиональное образование
Цель: социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования.
Целевой индикатор: доля выпускников учебных заведений ТиПО, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения.
Задачи:
1. Повышение престижа системы ТиПО.
Подготовка кадров будет осуществляться на основе национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов.
Система ТиПО станет эффективным инструментом управляемой учебной миграции. Для этого будет продолжена подготовка квалифицированных специалистов в рамках социального проекта "Мәңгілік ел жастары - индустрияға" с закреплением выпускников на новом месте жительства.
Будет систематизирована работа по профориентации, которая будет нацеливать молодежь на прагматичный подход к жизни и мотивировать ее на обязательное получение рабочих навыков и умений. Будут предусмотрены профессиональные пробы для учащихся школ на базе колледжей, в школах будут создаваться кабинеты профориентации, в процессе профессионального самоопределения учащихся активно будут участвовать работодатели и родители.
Для привлечения учащихся школ к получению рабочих квалификаций будет проработан вопрос о создании системы профориентационной работы, предусматривающий координацию деятельности всех заинтересованных структур: органов образования, занятости, работодателей, родительской общественности.
Будет дан новый импульс престижу рабочих квалификаций путем проведения широкомасштабной информационной работы, создания и пропаганды образа человека труда.
Ежегодно будут проводиться республиканские конкурсы "Лучший по профессии" среди обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, региональный и национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan.
Проведение чемпионатов WorldSkills Kazakhstan позволит интегрироваться в международное движение, так как победители национального чемпионата WorldSkills Kazakhstan будут участвовать в международных конкурсах профессионального мастерства World Skills.
В средствах массовой информации будет размещен государственный информационный заказ по широкому освещению престижности ТИПО.
В результате принятых мер к 2020 году охват молодежи типичного возраста техническим и профессиональным образованием будет увеличен до 18 %.
2. Обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров.
Для обеспечения доступности получения профессионального образования молодежью будет увеличено количество ученических мест в колледжах путем строительства организаций ТиПО за счет бюджета, а также с участием ГЧП.
Будет изменена организационно-правовая форма учебных заведений ТиПО с целью расширения перечня услуг предоставляемых образовательными учебными заведениями на платной основе. После изменения организационно-правовой формы организаций образования будут проработаны вопросы предоставления финансовой самостоятельности с внедрением единой прозрачной бухгалтерии.
Будут созданы центры по подготовке кадров совместно с ведущими зарубежными странами на базе действующих учебных заведений ТиПО.
Данные центры будут транслировать и апробировать опыт НАО "Холдинг "Кәсіпқор" по внедрению образовательных программ по международным требованиям, повышению квалификации инженерно-педагогических работников, обновлению материально-технической базы с учетом передовых технологий.
В целях систематизации подготовки кадров будет продолжена работа по профилизации учебных заведений ТиПО.
С 2017 года для всех желающих будет предоставлена возможность получения бесплатного технического и профессионального образования по рабочим квалификациям. Это позволит создать социальный лифт для молодежи, обеспечивающий доступ к непрерывной профессиональной подготовке через получение бесплатной первой рабочей квалификации, прикладных компетенций в старшей ступени школы.
Все желающие выпускники 9, 11 - классов, не имеющие рабочую квалификацию, будут обеспечены бесплатной первой рабочей квалификацией на базе колледжей. Количество обучающихся по рабочим специальностям будет увеличено до 40 %. Будет активизирована работа по профилизации подготовки кадров в соответствии с картой специализации регионов.
Курсовой подготовкой будут охвачены все желающие из числа нетрудоустроенной молодежи на базе учебных центров и колледжей в рамках Дорожной карты занятости 2020, а также за счет работодателей.
Будут выработаны новые подходы к предоставлению прикладных компетенций учащимся старших классов. Для этого совместно с МИО будут модернизированы образовательные программы действующих учебно-производственных комбинатов (далее – УПК). Для обеспечения востребованности сертификатов УПК будет прорабатываться вопрос с НПП по созданию центров сертификации для подтверждения навыков выпускников школ, обучившихся на базе УПК.
В целом реализация проекта решит вопросы равного финансового, программного, территориального доступа молодежи к первой рабочей квалификации и обеспечит социальную интеграцию молодежи в сферу трудовой деятельности.
В целях создания условий для лиц с особыми образовательными потребностями будут разработаны учебные планы по специальностям. Будет разработан перечень специальностей для обучающихся с особыми образовательными потребностями. В целях обеспечения равного доступа к образованию в колледжах будет проведена апробация программы инклюзивного образования.
К 2020 году доля учебных заведений ТиПО, создавших равные условия и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями, составит 40 %.
Продолжится работа по оснащению и переоборудованию учебно-производственных мастерских, лабораторий и кабинетов спецдисциплин государственных учебных заведений ТиПО за счет бюджета, за счет работодателей и социальных партнеров, займа Всемирного банка, а также за счет лизингового механизма.
В системе ТиПО будут проработаны вопросы внедрения уровневой модели программы повышения квалификации инженерно-педагогических кадров, которая предусматривает 4-х уровневую программу повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения через НАО "Холдинг "Кәсіпқор" в соответствии с международными требованиями.
Для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения будет организована стажировка на предприятиях для актуализации знаний и передовых технологий, в том числе за счет социальных партнеров.
Будут проработаны вопросы по внедрению подушевого финансирования системы технического, профессионального и послесреднего образования.
Для повышения качества подготовки кадров и приведения образовательных программ в соответствие с требованиями международных стандартов с 2020 года будет введена международная аккредитация учебных заведений ТиПО.
С целью стимулирования колледжей размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров и право выдачи документа государственного образца будут осуществлять аккредитованные учебные заведения ТиПО.
Будет обеспечено качество подготовки квалифицированных кадров за счет полноценного внедрения в отраслях экономики независимой системы сертификации квалификаций специалистов на базе отраслевых ассоциаций.
3. Обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны.
Будет пересмотрена Национальная система квалификаций в соответствии с международными требованиями и потребностями рынка труда. Для этого уполномоченным органам в области труда будет разработан Национальный классификатор профессий с учетом преемственности квалификационных уровней. Будет пересмотрен Классификатор профессий и специальностей ТиПО в соответствии с требованиями Международного стандарта классификаций образования (далее – МСКО), введены новые специальности с учетом требований работодателей и международных стандартов.
Будет проведена работа по совершенствованию профессиональных стандартов по приоритетным специальностям отраслей экономики, охватывающих все уровни национальной рамки квалификаций, в том числе по приоритетным для ГПИИР специальностям ТиПО. Разработка профессиональных стандартов будет осуществляться объединениями работодателей и утверждаться Национальной палатой предпринимателей.
Гибкость ГОС ТиПО, послесреднего образования дает возможность учебным заведениям изменять содержание рабочих учебных планов с требованиями работодателей, внедрять модульное, кредитное, дуальное обучение.
На основе профессиональных стандартов будут пересмотрены и обновлены образовательные программы ТиПО. Введение данных образовательных программ предоставить возможность построения индивидуальной траектории подготовки специалиста и повышения его профессиональной компетенции на рынке труда. Будет осуществлен поэтапный переход системы ТиПО к кредитно-модульной технологии обучения, что даст интеграцию уровней ТиПО, послесреднего и высшего образования.
Обновление содержания среднего образования будет учтено при подготовке кадров с ТиПО, послесредним образованием. Будут пересмотрены образовательные программы по педагогическим специальностям на основе нового стандарта обновления содержания среднего образования.
Разработка и трансляция образовательных программ, соответствующих международным и профессиональным стандартам в системе ТиПО, будут осуществлены НАО "Холдинг "Кәсіпқор".
Обучающимся будет представлена возможность развивать предпринимательские навыки за счет внедрения в учебных заведениях ТиПО курсов &
|