Главная    Почта    Новости    Каталог    Одноклассники    Погода    Работа    Игры     Рефераты     Карты
  
по Казнету new!
по каталогу
в рефератах

Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования

Вы находитесь: Нормативная база

Данные обновлены: 01.07.2017г.
нный общеобязательный стандарт
технического и профессионального образования

       Сноска. Государственный общеобязательный стандарт в редакции постановления Правительства РК от 13.05.2016 № 292 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  1. Общие положения

       1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (далее – стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и устанавливает общие требования к техническому и профессиональному образованию.

      Настоящий стандарт применяется организациями образования, реализующими образовательные программы технического и профессионального образования, в том числе в военных, специальных учебных заведениях (далее – ВСУЗ), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, и разработчиками образовательных программ.

      2. В настоящем стандарте применяются следующие термины и определения:

       1) базовая компетенция – способность управлять собой и собственной деятельностью, склонность к самомотивации и самоорганизации;

      2) квалификация – уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности;

      3) модель учебного плана – форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания технического и профессионального образования;

      4) модуль – независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения;

      5) модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе освоения модульных образовательных программ;

      6) нормативный срок обучения – срок освоения образовательной программы по конкретной форме обучения (очное, вечернее, заочное);

      7) перечень профессий и специальностей – систематизированный реестр профессий и специальностей, определяющий наиболее общие параметры обучения (профиль специальности, уровень профеcсиональной квалификации, сроки обучения в зависимости от базового образования);

       8) образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;

      9) профессиональная компетенция – способность специалиста решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;

      10) профессиональная практика – вид учебной деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

      11) рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования на основе типового учебного плана, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (модулей), последовательность, интенсивность и основные формы организации обучения, контроля знаний и умений обучающихся, утверждаемый руководителем организации образования;

      12) рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования для конкретной дисциплины (модуля) рабочего учебного плана на основе типовой учебной программы, утверждаемый руководителем организации образования, в военных специальных учебных заведениях рабочая учебная программа называется силлабусом;

      13) типовой учебный план – документ, разработанный на основе модели учебного плана, устанавливающий перечень и объем учебных дисциплин (модулей) применительно к специальностям и квалификациям, срокам обучения в организациях технического и профессионального образования;

       14) типовая учебная программа – документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению по конкретной дисциплине (модулю) типового учебного плана;

      15) цикл – совокупность учебных дисциплин (модулей) одной образовательной направленности;

      16) кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимися последовательности изучения дисциплин (модулей) с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя;

      17) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами обучения и практики на предприятии с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося;

      18) экспериментальные образовательные программы – программы, направленные на апробацию новых технологий обучения, внедрение нового содержания образования;

      19) профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности;

      20) профессиональная подготовка – часть системы технического и профессионального образования, предусматривающей реализацию образовательных программ с сокращенным сроком обучения по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена;

      21) лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования;

      22) инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

      23) техническое и профессиональное образование – образование, направленное на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена;

      24) экспериментальная площадка – организация образования, реализующая образовательные программы в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и нового содержания образования;

      25) войсковая стажировка – вид учебной деятельности в военных специальных учебных заведениях, направленный на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения функциональных обязанностей, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

      26) квалификационная характеристика – документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста. Это модель личностного потенциала работника по выполнению определенного труда, требующего профессиональной подготовки.

      3. В разделе "Требования к уровню подготовки обучающихся" указаны требования к образовательным программам технического и профессионального образования, базовым, профессиональным компетенциям и уровню подготовки обучающихся в организациях образования.

      4. В разделе "Требования к содержанию образования" определены цель, ценности, содержание, реализация, структура и нормативные сроки освоения образовательных программ технического и профессионального образования.

      5. В разделе "Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся" указаны недельная учебная нагрузка, продолжительность учебного года, формы контроля, обязательный объем учебного времени для вечерней и заочной форм обучения.

      6. Подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием осуществляется в соответствии с настоящим стандартом, а также с:

      1) учебно–программной документацией – моделью учебного плана, типовыми и рабочими учебными планами и программами, индивидуальными планами обучения, а также комплексом учебно-методического сопровождения учебного процесса;

      2) образовательными программами;

      3) другими нормативными правовыми и правовыми актами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования Республики Казахстан;

      4) другими нормативными правовыми и правовыми актами соответствующих уполномоченных государственных органов, которым подведомственны ВСУЗы.

 2. Требования к уровню подготовки обучающихся

      7. Образовательные программы технического и профессионального образования в зависимости от их содержания и уровня квалификации подготовки обучающихся в соответствии с Национальной рамкой квалификаций должны быть направлены на освоение:

      1) компетенций по реализации исполнительской, управленческой деятельности под руководством, предусматривающие самостоятельное планирование, определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия, предполагающие ответственность за выполнение поставленных задач и достижение конечного результата;

      2) умений самостоятельно определять способ выполнения установленной нормы, применять предметы и средства труда, принимать решения по выполнению простейших задач, создавать условия для их реализации, конкретизировать полученные задания;

      3) знаний о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач, ставить задачи подчиненным, оценивать и анализировать результаты их деятельности, мотивировать повышение профессионализма подчиненных работников в типовых ситуациях профессиональной деятельности, подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда, методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений.

      В ВСУЗах образовательные программы технического и профессионального образования направлены на выполнение требований соответствующих уполномоченных государственных органов.

      8. Требования, предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся в организациях технического и профессионального образования, предусматривают возможность:

      1) присвоения установленного и/или повышенного уровней (разряд, категория) квалификации по конкретной специальности – по завершению обучения и прохождения итоговой аттестации обучающихся;

      2) присвоения квалификации специалиста среднего звена – по завершению соответствующего уровня подготовки обучения и прохождения итоговой аттестации обучающихся;

      3) присвоения уровня квалификации прикладного бакалавра (младшего инженера) – по завершению обучения в высшем колледже и прохождения итоговой аттестации обучающимися.

      9. Типовые учебные планы должны соответствовать модели учебного плана и могут отличаться в случаях:

      1) подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями;

       2) подготовки специалистов по военным, медицинским специальностям и специальностям культуры и искусства.

      10. Рабочие учебные планы и учебные программы организаций образования могут отличаться от типовых учебных планов и программ в случаях:

      1) работы в экспериментальном режиме;

      2) подготовки специалистов среднего звена, повышенного уровня квалификации на базе профессионального образования;

      3) подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями;

      4) подготовки специалистов по военным специальностям.

       При планировании учебного процесса разработчики типовых учебных планов по специальностям технического и профессионального образования руководствуются моделью учебного плана технического и профессионального образования согласно приложению 1 к настоящему стандарту.

 3. Требования к содержанию образования

      11. Содержание образовательных программ технического и профессионального образования предусматривает изучение:

      1) интегрированных курсов по общеобразовательным предметам, являющимся профилирующими для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению профессиональных навыков;

      2) общеобразовательных, общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению и закреплению профессиональных навыков;

      3) интегрированных образовательных программ технического и профессионального образования с образовательными программами 1-2 курсов высших заведений;

      4) в ВСУЗах содержание образовательных программ технического и профессионального образования предусматривает изучение общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин и прохождения войсковой стажировки.

      12. Цели технического и профессионального образования:

      1) формирование компетенций, необходимых для получения конкретной квалификации и повышения квалификационного уровня;

      2) непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

      3) овладение обучающимися базовыми компетенциями, соответствующими уровню квалификации специалиста, формируемыми в ходе целостного учебно-воспитательного процесса;

      4) овладение обучающимися профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

      13. Ценности технического и профессионального образования:

      1) способность к творчеству в профессиональной деятельности, инициативе в управлении, принимать ответственность за развитие профессионального знания и результаты профессиональной деятельности;

      2) знания, умения и навыки, свойства и способности, обеспечивающие профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность в современном обществе;

      3) подготовленность специалиста к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, оценке результатов своего труда, решению основных задач деятельности.

      14. При разработке и реализации образовательной программы организации технического и профессионального образования могут:

      1) изменять до 30 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов, и до 30 % по каждой дисциплине (модулю) и до 50 % производственного обучения и профессиональной практики с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;

      2) выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса;

      3) в соответствии с потребностями работодателей изменять содержание учебных программ до 30 % по общеобразовательным дисциплинам и до 50 % по специальным и общепрофессиональным дисциплинам (модулям), производственному обучению и профессиональной практике. Вводить дополнительные дисциплины (модули) в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин по требованию работодателей с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;

      4) выбирать формы, порядок и периодичность проведения текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации обучающихся.

       15. Образовательные программы технического и профессионального образования включают, наряду с обязательными дисциплинами, и дисциплины, определяемые организацией образования, факультативные занятия и консультации.

      Консультации и факультативные занятия направлены на обеспечение индивидуальных способностей и запросов обучаемых.

      16. Реализация образовательных программ технического и профессионального образования обеспечивается инженерно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее, техническое и профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися педагогической и методической деятельностью, а также в случае необходимости квалифицированными специалистами с производства, имеющими базовое высшее или техническое и профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

      17. Образовательные программы, направленные на профессиональную подготовку, включают:

       1) изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин;

      2) выполнение лабораторно-практических занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

&nbs

Пред.678910След.

 

Отправка СМС бесплатно

На правах рекламы


ZERO.kz
 
Модератор сайта RESURS.KZ