Главная    Почта    Новости    Каталог    Одноклассники    Погода    Работа    Игры     Рефераты     Карты
  
по Казнету new!
по каталогу
в рефератах

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы

Вы находитесь: Нормативная база

Данные обновлены: 01.07.2017г.
личился с 73,4 % (2013 год) до 81,6 % (2015 год).
     Развитие сети дошкольных организаций способствовало росту численности педагогических кадров. В сравнении с 2013 годом количество специалистов дошкольного образования увеличилось на 13,9 тысяч человек и составило 80,8 тысяч человек.
      Значительное внимание уделено развитию содержательных аспектов дошкольного образования. Обновлен Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Разработаны общеобразовательная типовая программа дошкольного воспитания и обучения и образовательная программа предшкольной подготовки. Апробация программ, ориентированных на творческое и познавательное развитие ребенка, начата на базе 77 детских садов и 30 пилотных школ страны. Таким образом, в развитии дошкольного образования страны сделан значительный шаг вперед. Вместе с тем остаются области и задачи, требующие повышенного внимания и принятия соответствующих мер.
     Проблемы:
      1) существующая сеть организаций дошкольного образования и темпы его инфраструктурного обновления не успевают за ростом рождаемости детей в Казахстане. Так, в 2015 году очередность в детские сады составила 545,4 тысяч детей, в том числе детей от 3 до 6 лет – 185,6 тысяч человек;
     2) охват детей дошкольным воспитанием и обучением от 1-го до 3-х лет в Казахстане значительно ниже среднего показателя стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) (по республике – 16 %, ОЭСР – 32 %);
     3) из всех периодов дошкольного развития детей наименьшее внимание государства уделено детям от 0 до 3 лет, тогда как именно здесь закладываются основы для познавательного и интеллектуального развития ребенка, приобретения социальных и коммуникативных навыков. Комплексное решение проблем раннего развития детей потребует координации и согласованных действий сферы образования, здравоохранения и социальной защиты, а также широкого включения родительской общественности;
     4) актуальным остается включение в образовательную среду детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в развитии. Доля организаций образования, создавших условия для их воспитания и обучения, составляет лишь 9,1 %. Отмечается дефицит квалифицированных специалистов – дефектологов, логопедов и психологов;
      5) при довольно высоких количественных показателях охвата детей качество услуг, предоставляемых дошкольными организациями, все еще остаются на не достаточном уровне. В значительной степени это результат непрестижного социального статуса профессии воспитателя;
     6) ежемесячная заработная плата воспитателя (в среднем она составляет 62,4 тысяч тенге) значительно ниже средней зарплаты по стране. В сравнении со странами ОЭСР несопоставимо разнятся показатели наполняемости групп в дошкольных организациях. В Казахстане в среднем на одного педагога приходится 30 - 35, в странах ОЭСР - 14 детей;
      7) не выработаны единые подходы к проведению мониторинга достижений детей дошкольных организаций.
     Актуальность обозначенных проблем обуславливает необходимость форсирования действий в обеспечении равных возможностей для всех детей младшего возраста с учетом мировых трендов.
 

   Общее среднее образование

     Школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. ВЭФ обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Казахстан в рейтинге ВЭФ "Исследование расхождений в навыках 21 века" находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.
     В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Это – междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей.
      В 27 из 36 стран ОЭСР и ее партнеров применяются селективные критерии отбора на педагогическую специальность. Прием на программы подготовки педагогических кадров предполагает обязательное собеседование, тестирование для оценки способностей и мотивации абитуриентов.
      В 32 странах ОЭСР педагогическая практика является обязательной. Длительность практики составляет от 70 до 120 дней. Преподаватели вузов участвуют в педагогической педпрактике студентов. Школьный менеджмент ответствен в поддержке молодых учителей. В 17 странах ОЭСР требуется степень магистра для работы в основной и старшей школе.
      Начальный этап карьеры учителя предусматривает повышение требований для допуска к профессии. В 18 странах ОЭСР проводится обязательное введение в должность, в 14 - действует стажировка учителей. Вклад учителя в развитие общества в мировой практике признан ключевым. Преподавание рассматривается как карьера. Текучесть педагогических кадров меньше 5 %.
      Возрастает глобальный индекс статуса и престижа профессии учителя. В Австрии широкое распространение получила программа "образовательных Оскаров" для лучших учителей. В земле Бранденбург Германии открыты церемонии принятия на работу молодых учителей и ухода опытных педагогов на пенсию. В Швеции акцент сделан на формирование сильных взаимосвязей школ, университетов и предпринимательской среды.
     Лидеры образовательных систем модернизируют подходы профессионального развития учителя. Системы повышения квалификации педагогов несопоставимы с Казахстаном. Они различаются по объему, периодичности, охвату, уровню централизации.
      В 20 странах ОЭСР обязательные курсы повышения квалификации проводятся в контексте приоритетов индивидуальных школ. Повышение квалификации необходимо для продвижения по службе и повышения заработной платы. В 14 странах ОЭСР затраты на повышение квалификации покрываются полностью государством, в 8 - частично.
     Педагоги Финляндии и Сингапура повышают квалификацию ежегодно. В Южной Корее учителям предоставляют различные формы дистанционного обучения и внутришкольных семинаров и курсов.
     В Японии сфера переподготовки учителей находится под контролем государства. В Финляндии за профессиональное развитие педагогических кадров ответственность несут работодатели, в Швеции - на основе рыночных отношений, без участия государства.
      Формат профессионального развития учителя намного шире. Это не только посещение курсов, семинаров и конференций. Эффективное профессиональное развитие включает обучение и практику. Предусмотрена последующая поддержка. Дистанционные курсы предлагают 21 страна ОЭСР. Практикуется повышение квалификации непосредственно на базе школ без отрыва от работы. Учителя имеют возможность пройти курсовую переподготовку на базе вузов и частных компаний.
     Стандарты учителей и руководителей школ содержат критерии качества профессиональной компетенции. Индикаторы практики преподавания и руководства школой заложены в программах педагогического образования, оценке индивидуальных результатов работы.
      Высокий уровень экономического развития достигают страны, которые не делят школы на "лучшие" и "худшие". Фокус ведущих мировых образовательных систем направлен на выравнивание образовательных достижений школьников. В Сингапуре по итогам ранней диагностики способностей школьники посещают от 4 до 8 раз в неделю дополнительные занятия по математической грамотности.
      В Японии создан союз сельских школ, посредством которого учителя имеют возможность обмениваться опытом и проводить различные исследования. Развернута волонтерская деятельность студентов по оказанию поддержки слабоуспевающим детям в выполнении домашнего задания.
      Поддержку сельским школам в Шанхае оказывают городские школы. Разрабатываются специальные программы поддержки в обучении для детей мигрантов в Гонконге. До начала учебного года организуется специальная 6-месячная программа.
      В 15 странах ОЭСР существуют программы по поддержке слабоуспевающих учащихся.
     Ключевым является создание соответствующей новым требованиям образовательной среды. Максимально используются возможности школьной инфраструктуры. Применяются процессы трансформации открытого внутреннего пространства, зонирования учебных площадей при помощи мобильных перегородок или передвижного оборудования. Это создает психологическое разнообразие и смену впечатлений для детей, находящихся длительное время в здании школы.
      В 2011 - 2015 годы приоритетами школьного образования Казахстана стали инфраструктурное развитие и подготовка к переходу на обновленное содержание.
     Ввод в эксплуатацию в течение пяти лет 521 школы позволил сократить количество аварийных до 1 %, трехсменных - до 1,2 %. В 2015 году за счет Национального фонда Республики Казахстан начато строительство еще 34 школ.
     Осуществляется полномасштабная трансляция опыта НИШ. Подготовлена база для поэтапного перехода на обновленное содержание школьного образования. Принят Государственный стандарт начального образования. Новая интегрированная образовательная программа ориентирована на развитие способностей детей применять знания и умения в реальной практике.
     Апробация обновленных учебных программ начата в 30-ти пилотных школах.
     Внедрены новые механизмы профессионального развития педагогических кадров страны. Ключевым аспектом становится исследовательская деятельность учителя.
     По новым трехуровневым программам повышения квалификации, разработанным Центром педагогического мастерства НИШ, в 2012 - 2015 годах прошли курсовую подготовку 52,5 тысяч педагогов. За пять лет проведены более 2000 онлайн-уроков для учащихся, 188 онлайн-семинаров и 400 мастер-классов для учителей общеобразовательных школ.
     Новая модель оплаты труда гражданских служащих, в том числе работников образования, запущена с 1 января 2016 года. Предусматриваются доплаты педагогам и стимулирующие надбавки за высокие достижения в работе. Это будет способствовать улучшению профессионализма учителей, повышению привлекательности профессии и сокращению чрезмерно высокой педагогической нагрузки;
      Для проведения полномасштабных действий по развитию трехъязычного образования разработана Дорожная карта на 2015 - 2020 годы.
     Создаются условия для дополнительного образования и занятости детей во внеурочное время. Охват детей, занимающихся во внешкольных организациях и школьных кружках, составляет 60,8 %.
     Новые подходы формирования молодого поколения, обладающего чувством ответственности за принимаемые решения и судьбу своей страны, заложены в Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года.
     Отмечается рост доли выпускников, подтверждающих успешность завершения школьного образования.
     Вместе с тем с учетом новых глобальных вызовов 21 века актуализируются вопросы качественного образования для всех детей.
     Инфраструктура общего среднего образования требует ускоренных темпов развития. Географические преимущества страны обуславливают 3-х кратное преобладание школ на селе.
      Всего образовательную деятельность ведут 7160 школ (2013 год – 7307, 2014 год - 7222). Число школ, расположенных в сельской местности, преобладают над городскими в 3,3 раза. При этом учащихся городских школ больше в сравнении с сельскими (город – 1 412 503 человек, село – 1 311 624 человек). В целом, контингент дневных общеобразовательных школ составляет 2,7 млн. человек.
      Малокомплектные школы (далее – МКШ) составляют 44 % от общего количества организаций общего среднего образования.
     Уровень материально-технической оснащенности МКШ низкий. Не имеют учебных кабинетов новой модификации: физики - 33,7 % школ, химии – 39 %, биологии - 39,3 %, математики - 29,3 % и лингафонных кабинетов - 49 % школ. Показатели выпускников МКШ по итогам единого национального тестирования (далее – ЕНТ) 2015 ниже республиканского на 4,45 балла (74,97 балла).
     Проблемы:
     1) развитие школьной инфраструктуры не в полной мере удовлетворяет имеющимся потребностям. Ветхие здания школ с превышающим сроком эксплуатации (1950-1970 годов постройки) переходят в разряд аварийных. Сегодня количество таких школ составляет 69 единиц. В них обучается 17,3 тысяч детей, в 86 трехсменных школах - 11,2 тысяч детей;
     2) из-за отсутствия школ в населенном пункте не имеют возможности обучаться по месту жительства 3 825 учащихся, что составляет 12,2 % детей от нуждающихся в подвозе (31420 человек);
     3) сохраняется значимость включения школьников с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс общеобразовательных школ. Соответствующие условия созданы только в 30,7 % школ. Такую возможность получили лишь 27 % детей с особыми образовательными потребностями в развитии. Имеется потребность в педагогах со специальным образованием и методическом сопровождении;
     4) недостаточно эффективна процедура экспертизы учебной литературы. 88 % учебников, поступивших от издательств, направляются на доработку. Научно-педагогическую экспертизу с первого раза проходят только 7% учебников;
     5) не в полной мере применяются инновационные технологии обучения. Возможности доступа школьников к информационным технологиям ограничены. Низкими остаются показатели доступности школ к мировым образовательным интернет-ресурсам. В системе электронного обучения задействовано только 1075 школ;
      6) все еще критически важными являются необходимость формирования социальных и эмоциональных навыков, развитие некогнитивных способностей. Переход на обновленное содержание школьного образования должен осуществляться в контексте STEM-обучения. Междисциплинарный и проектный подход позволит мотивировать школьников на активный процесс познания и развития;
      7) остается высокой потребность в учителях-предметниках со знанием английского языка. Качественный состав педагогов школ с высшей и первой квалификационными категориями составляет лишь 49,8 %. Только 0,6 % учителей школ имеют степень магистра;
      8) новые задачи ставятся и перед системой повышения квалификации. Необходимо качественное обновление программ профессионального развития учителя. Это потребует высокой компетенции кадрового состава системы повышения квалификации педагогов Казахстана;
     9) низким остается охват курсами сельских учителей. Формат предлагаемой курсовой подготовки требует разработки и внедрения новых подходов;
      10) сдерживающим фактором качественных показателей школьного образования остается все еще низкий статус профессии учителя. Не выработаны новые подходы повышения общественного имиджа учителя, высокой материальной и духовной мотивации, привлечения к труду педагога способной и творческой молодежи;
     11) не разработаны механизмы карьерного и профессионального роста учителя. Не внедрены профессиональный стандарт педагога или концептуальная модель развития его профессиональных компетенций;
     12) требует ускоренных темпов развития неформальное образование детей школьного возраста. Недостаточна сеть внешкольных организаций, в том числе кружков роботостроения и техники, IT-площадок, объединений юных туристов и натуралистов. Эффективность воспитывающего потенциала организаций образования и детских общественных объединений в силу дефицита педагогов дополнительного образования остается низкой;
      13) не выработаны механизмы мониторинга успешности обучения выпускников начальной школы. Внешняя оценка учебных достижений выпускников основной школы не позволяет своевременно выявлять и поддерживать учащихся с низкой успеваемостью;
     14) пятибалльная система оценивания не отражает реальный уровень знаний обучающихся. Она не позволяет разработать индивидуальную траекторию обучения школьника с учетом имеющихся трудностей, мотивировать их на устранение пробелов в усвоении учебной программы;
      15) казахстанские школьники по итогам PISA-2012 все еще отстают от сверстников из стран ОЭСР по математике на 1,5, естествознанию - на 2 и по чтению - на 2,5 года;
     16) разница между лучшей и отстающей школами по итогам ежегодного ЕНТ составляет 60%. Не разработаны и не внедрены механизмы поддержки школ с низкими результатами в обучении;
      17) выпускные экзамены не замеряют языковые компетенции школьников. ЕНТ не предусматривает оценивание уровня сформированности умений и навыков школьника 21 века, которые необходимы в непостоянном, неопределенном, сложном и противоречивом мире. Инструментарий ЕНТ требует содержательного переформатирования;
     18) не получило широкого распространения внедрение механизмов подушевого финансирования в школах. Попечительские советы 4 377 дневных государственных общеобразовательных школ выполняют больше функции родительских комитетов. Они не имеют полномочий финансовой автономии.
      Таким образом, на этапе нового старта школьного образования необходимо форсировать инфраструктурные решения, ресурсное и методологическое обновление, выработать механизмы сокращения разрыва между "лучшей" и "худшей" школой, усилить воспитательную составляющую с учетом принципов общенациональной идеи "Мәңгілік Ел".
 

   Техническое и профессиональное образование

     Социальная ориентированность технического и профессионального образования в мировой практике очевидна. В ведущих странах система ТиПО является фактором успешной социальной адаптации молодежи и взрослых.
     Социальное партнерство в Германии обеспечило лучшие показатели снижения молодежной безработицы в Евр

12345След.

 

Отправка СМС бесплатно

На правах рекламы


ZERO.kz
 
Модератор сайта RESURS.KZ