Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годыВы находитесь: Нормативная база
Данные обновлены: 01.07.2017г. ународных научных проектов;
7) не развиты национальные профессиональные сообщества научных работников, привлекаемых к независимой экспертизе;
8) Казахстан значительно отстает по показателям результативности НИОКР от развитых стран. За 5 лет затраты на опытно-конструкторские разработки выросли в 3 раза, однако они значительно ниже, чем в странах ОЭСР;
9) продажи прав интеллектуальной собственности в Казахстане намного ниже, чем в России и Сингапуре. Внутренние затраты на исследования и разработки в 14 раз ниже стран ОЭСР;
10) инновационное развитие экономики предполагает рост качественных показателей науки. Это – ускоренное развитие научно-исследовательской деятельности вузов, реальный вклад науки в экономику, кооперация с бизнесом и интеграция с зарубежным научным сообществом;
11) отсутствует система мониторинга реализации научных исследований;
12) в сфере образования и науки Казахстана функционирует негибкая система государственного контроля;
13) процедуры государственного контроля забюрократизированы (обязательное соответствие 551 параметру 15 нормативных правовых актов);
14) отсутствует систематизированная информационная база данных контрольных мероприятий. Это ограничивает мониторинг и анализ деятельности организаций образования;
15) имеется значительный разрыв между внутренней и внешней оценкой организации образования. По самооценке 100% считают свою деятельность удовлетворительной. При этом проходят государственную аттестацию 58% детсадов, 59% школ, 11 % колледжей, 46% вузов;
16) отсутствует Единая методика оценки качества, эффективности и мониторинга результатов НИР.
Новые задачи в сфере образования требуют совершенствования системы контроля и оценивания, в том числе изучения и внедрения лучшего опыта Ofsted.
Таким образом, анализ реализованных пошаговых действий в сфере образования и науки определяет следующее.
1. Сильные стороны:
1) обновление законодательной базы образования и науки, государственной молодежной политики;
2) ускоренные темпы инфраструктурных решений;
3) развитие ГЧП;
4) трансляция опыта НИШ и Назарбаев Университета;
5) улучшение позиций в международных рейтингах качества образования;
6) реструктуризация системы повышения квалификации педагогических работников;
7) внедрение элементов дуального обучения в системе ТиПО;
8) расширение академической свободы вузов;
9) увеличение вузовской науки в инновационных проектах;
10) рост публикационной активности ППС и ученых;
11) развитие интеллектуальных кластеров на базе Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий.
2. Слабые стороны:
1) низкий статус педагога и ученого;
2) дефицит педагогов с высшим специальным дошкольным образованием;
3) низкая доля учителей, преподающих предметы естественно-математического цикла (далее - ЕМЦ) на английском языке;
4) наличие трехсменных и аварийных школ;
5) недостаточный охват учащихся дополнительным образованием;
6) низкий уровень функциональной грамотности школьников;
7) низкий уровень информатизации школ;
8) несовершенство ЕНТ;
9) отсутствие механизмов выравнивания результатов школ;
10) недостаточная профориентационная работа в школах;
11) низкий престиж ТиПО;
12) отсутствие законодательных норм проведения оценки уровня профессиональной подготовленности работодателями;
13) дефицит инженерно-педагогических кадров с опытом работы на производстве;
14) отсутствие механизмов подтверждения качества системы ТиПО;
15) недостаточное развитие инклюзивного образования;
16) недостаточное качество подготовки педагогических кадров;
17) дефицит кадров, специализирующихся в коммерциализации;
18) региональные диспропорции инновационных структур вузов;
19) дисбаланс между низкой патентной активностью и высокой публикационной активностью ППС вузов;
20) непривлекательность высшего и послевузовского образования для иностранных граждан;
21) невысокий уровень менеджмента в образовании и науке;
22) низкий уровень участия работодателей в разработке содержания образовательных программ;
23) слабая материально-техническая база организаций образования и науки;
24) бюрократизированная и негибкая система контроля в сфере образования и науки.
3. Возможности:
для государства:
1) повышение конкурентоспособности казахстанского образования и науки;
2) повышение качества человеческого капитала;
3) обеспечение социальных и правовых гарантий качества жизни детей;
4) инвестиционная поддержка образования и науки со стороны международных организаций и работодателей;
5) новые эффективные методы управления в образовании и науке;
6) доступность, привлекательность, качество и открытость сферы образования и науки;
7) улучшение показателей в международных рейтингах;
8) повышение ответственности родителей за воспитание ребенка;
9) внедрение разработанных инновационных проектов в производство.
4. Угрозы:
1) недостаточный уровень финансирования;
2) низкая мотивация труда педагога;
3) более привлекательные для ученых условия работы за рубежом;
4) низкий уровень стремления к самообразованию и профессиональному росту среди педагогических кадров;
5) срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;
6) нескоординированность соисполнителей в ходе реализации Программы.
Запланированные меры в рамках Программы будут способствовать решению обозначенных проблем для дальнейшей модернизации системы образования и науки с перспективой повышения конкурентоспособности системы и ее приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы.
Главная цель: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.
4.1. Программная цель:обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению.
Целевой индикатор:
№
п/п
|
Индикатор
|
Ед. изм.
|
Источник информации
|
2015
(факт.)
|
2017
|
2019
|
Ответственные исполнители
|
Дошкольное воспитание и обучение
|
1
|
Доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию
|
%
|
Административные данные МОН РК
|
-
|
87,5
|
100
|
МИО
|
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии
№
п/п
|
Показатели результатов
|
Ед. изм.
|
Источник информации
|
2015
(факт.)
|
2017
|
2019
|
Ответственные исполнители
|
1
|
Доля педагогических работников дошкольных организаций с высшим и техническо-профессиональным образованием по специальности "Дошкольное воспитание и обучение"
|
%
|
Административные данные МОН РК
|
34,8
|
40
|
50
|
МИО, МОН РК
|
2. Увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации
№
п/п
|
Показатель
|
Ед. изм.
|
Источник информации
|
2015
(факт.)
|
2017
|
2019
|
Ответственные исполнители
|
1
|
Уменьшение потребности в местах в дошкольные организации от общей потребности 2014 года (194,6 тысяч мест)
|
мест
|
Административные данные МОН РК
|
145,2
|
55,9
|
0
|
МИО, МОН РК
|
2
|
Доля дошкольных организаций с полным днем пребывания от общего количества всех типов и видов
|
%
|
Административные данные МОН РК
|
73,1
|
79,5
|
85,0
|
МИО, МОН РК
|
3
|
Доля мини-центров с кратковременным днем пребывания от общего их количества
|
%
|
Административные данные МОН РК
|
51,8
|
40
|
29,9
|
МИО, МОН РК
|
4
|
Доля мест в частных дошкольных организациях от общего количества предоставленных мест
|
%
|
Административные данные МОН РК
|
19,5
|
28,2
|
35
|
МИО
|
5
|
Доля дошкольных организаций, создавших условия для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями
|
%
|
Административные данные МОН РК
|
9,1
|
|
|
|
Погода в Алматы |
на 10 дней |
другой город |
|