Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годыВы находитесь: Нормативная база
Данные обновлены: 01.07.2017г. опе. Охват обучающихся дуальным обучением в 3,5 раза выше в сравнении с Казахстаном. Превышают в 27,5 раз показатели вовлеченности предприятий в процесс подготовки кадров.
В странах ОЭСР ТиПО развивается на основе коллективной ответственности образования и работодателей, заинтересованных сторон.
Продвижение дуального обучения заявлено одной из главных целей ТиПО до 2020 года в Европейском Союзе. Наряду с получением рабочей профессии обеспечивается привитие молодежи предпринимательских навыков.
В 2011 - 2015 годы проведена значительная работа по реструктуризации ТиПО страны. В 2012 году Казахстан первым из Стран независимых государств переформатировал образовательную деятельность системы ТиПО. Это позволило придать подготовке кадров техническую направленность. Тем самым была обеспечена преемственность квалификаций ТиПО. Студенты колледжей получили возможность присвоения нескольких прикладных квалификаций в рамках одного учебного заведения.
На 1 октября 2015 года функционируют 807 колледжей, в том числе 462 государственных. Из них 20 % расположены в сельской местности. Всего обучается 500 тысяч студентов. В ТиПО работают 43112 инженерно-педагогических работника. Подготовка кадров осуществляется по 183 специальностям и 465 квалификациям.
Для реализации приоритетных проектов индустриально-инновационного развития определены 10 базовых колледжей.
В 2015 году законодательно закреплены принципы дуального обучения. Образовательную деятельность в партнерстве с предприятиями страны осуществляют 348 колледжей. Заключено 27200 договоров о сотрудничестве колледжей и работодателей. В рамках целевой подготовки кадров обучается 5 тысяч человек.
Запущен механизм регулирования региональных дисбалансов трудовых ресурсов через учебную миграцию "Мәңгілік ел жастары – индустрияға!". В 34 колледжах северных, центральных и восточных регионов обучаются 2200 студентов.
Обеспечивается доступность технического и профессионального образования молодежи с особыми образовательными потребностями. Установлена квота приема (с 2012 года размер квоты для инвалидов составляет 1 %).
Разрабатываются новые подходы в обновлении содержания образовательных программ ТиПО. Казахстан стал участником Туринского процесса. Это предоставляет возможность выработать действенные шаги развития системы ТиПО.
Получение первой рабочей специальности бесплатно закреплено на законодательном уровне. Это требует ускоренной разработки пошаговых действий.
Законодательно закреплена международная аккредитация учебных заведений ТиПО.
Несмотря на предпринимаемые шаги, охват ТиПО в Казахстане значительно ниже показателей развитых стран. Только 22% населения страны считает ТиПО престижным. Тогда как в странах Евросоюза получение рабочей профессии для 71% населения имеет позитивный имидж. Это показатели охвата, трудоустройства, размера зарплаты и мнения населения.
Расходы на ТиПО в Казахстане в 2,5-3 раза ниже показателей развитых стран мира.
Проблемы:
1) отсутствует эффективная система профориентационной работы. В 2015 году доля молодежи типичного возраста в ТиПО (14-24 лет) составила лишь 16,1 %;
2) по итогам опроса ОЭСР 70 % компаний Казахстана считают низкий уровень подготовки кадров серьезным препятствием для развития бизнеса. Рабочие кадры страны не владеют навыками компьютерного проектирования, работы со сложными сварочными конструкциями, техническим английским языком. Ежегодно привлекается 30 тысяч иностранных работников, из них 24,9 тысяч (83 %) - для промышленности;
3) низкими являются показатели колледжей, подтверждающих качество подготовки специалистов. Только 16 % из них прошли национальную аккредитацию;
4) не выработаны механизмы независимой сертификации квалификаций студентов ТиПО на базе отраслевых ассоциаций. Сертификаты уровня профессиональной подготовленности выпускников не признаются бизнес-сообществом. При этом ни одна профессиональная ассоциация работодателей до сих пор не начала свою независимую сертификацию выпускников;
5) отмечается дефицит инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения. Низкий уровень заработной платы не позволяет привлечь для преподавания опытных работников с производства;
6) мастера производственного обучения в системе ТиПО составляют только 13,1% от общего числа инженерно-педагогических работников. В развитых странах преподаватели и мастера производственного обучения являются практикующими специалистами или проходят стажировку на производстве 1 раз в 3 года;
7) устаревшая материально-техническая база колледжей не обеспечивает качество подготовки кадров и привлекательность системы ТиПО. Не решены в полной мере вопросы создания условий для иногородних обучающихся. Лишь 70 % сельских студентов имеют возможность получить места в общежитиях.
Эволюция рынка труда рабочего обозначила перед системой ТиПО новые вызовы. Система ТиПО призвана сыграть ключевую роль в контексте социальных выгод, прежде всего, для человека и общества в целом.
Высшее и послевузовское образование
Эффективным показателем инновационной экономики обозначены тренды развития вузовской науки. Усиливается интеграция университетов и бизнес-структур.
В рейтинге IMDв топ стран-лидеров, где высшее образование отвечает потребностям экономики, входят Швеция, Сингапур, Дания, Канада, Финляндия. Казахстан занимает 44 позицию среди 60 стран мира.
Реализуются проекты развития исследовательских вузов. Инвестиции Китая в исследовательские университеты повысили конкурентоспособность высшего образования.
В Великобритании фокус на исследовательские университеты обеспечил устойчивое экономическое развитие страны. В 2010 году 20 вузов Великобритании, объединенных в RusselGroup, принесли 22,3 млрд. дохода и обеспечили 243 тысяч рабочих мест. Более 2/3 результатов научно-исследовательских работ (далее – НИР) университетов RussellGroupвнедряются в экономику, здравоохранение, культурную и социальную сферы страны.
Приоритетом высшего и послевузовского образования Казахстана обозначено триединство образования, науки и производства. Начат процесс институционального преобразования высшей школы страны. Создан первый исследовательский вуз - Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева. Здесь сформирован пул ведущих ученых страны, выполняющих фундаментальные и прикладные научно-образовательные исследования.
Функционируют 16 офисов коммерциализации, 3 технопарка и 4 бизнес-инкубатора. Флагманом глобального образования и научных открытий стала автономная организация образования "Назарбаев Университет" (далее – Назарбаев Университет). В инженерных школах вуза успешно стартовали инновационные образовательные и научные проекты. В 2015 году Университет перешел знаковый рубеж. Осуществлен первый выпуск 594 молодых высококвалифицированных специалистов (446 бакалавров и 148 магистров).
Высшую школу Казахстана представляют 125 вузов (2013 - 2014 учебный год – 132 единиц, 2014 - 2015 учебный год – 127 единиц), из них 9 национальных, 31 государственный, 13 негражданских, 1 автономная организация образования, 1 международный, 16 акционированных, 54 частных.
Контингент обучающихся в вузах в 2015 - 2016 учебном году составляет 455 101 человек (2013 год – 606,1 тысяч человек, 2014 год – 506,4 тысяч человек), в том числе, в бакалавриате – 425 700 человек, в магистратуре – 27 400 человек, в докторантуре – 2001 человек.
Численность профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) составляет – 40 844 человека (2013 год – 41 635, 2014 год - 40 320).
Подготовка специалистов осуществляется с учетом социального заказа. 11 вузов определены как базовые в подготовке высококвалифицированных кадров для успешной реализации проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития (далее – ГПИИР). Профессиональные компетенции формируются в рамках образовательных программ, разработанных в соответствии с Дублинскими дескрипторами и пожеланиями работодателей.
Обеспечена преемственность образовательных программ трехуровневой модели высшего и послевузовского образования. Академическая свобода вузов в определении содержания образовательных программ в бакалавриате увеличена до 55 %, магистратуре – 70 %, докторантуре – 90 %. Вузы могут предлагать широкий спектр образовательных программ, способствующих укреплению их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Соотношение количества грантов магистратуры к грантам бакалавриата соответствует мировой структуре вузовского контингента (1:5).
На основе Национальной системы квалификаций, сопоставимой с Европейской, разработано 70 профессиональных стандартов подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием.
Расширяются образовательные контакты казахстанских вузов с ведущими университетами мира. Международные научно-исследовательские проекты реализуются совместно с зарубежными вузами-партнерами. Диалог стран обеспечивает привлекательность и сопоставимость квалификаций высшего образования.
Внедрена национальная модель аккредитации вузов. В 2015 году институциональную аккредитацию в казахстанских аккредитационных агентствах прошли 72, национальную специализированную - 55 вузов. Начат постепенный переход от государственной аттестации к общественно-профессиональной аккредитации.
Развитие получила академическая мобильность студентов и ППС. В 2011-2015 годы 4913 студентов казахстанских вузов прошли обучение в ведущих вузах мира.
Курсовую подготовку в области менеджмента на базе Назарбаев Университета со стажировкой в Великобритании, Японии, Соединенных штатах Америки и Сингапуре прошли 100 сотрудников вузов. Научно-педагогические кадры повышают уровень профессиональных компетенций в 30 странах мира по программе "Болашақ".
Более чем в 2 раза в сравнении с 2011 годом выросло количество публикаций с высоким импакт-фактором ППС и научных работников вузов.
Вместе с тем остепененность ППС вузов все еще остается низкой и составляет 50,4 %. Лишь 2 % от их общего числа имеют степень доктора PhD.
Научный потенциал вузов используется неэффективно. Межведомственные барьеры, недостаточное финансирование, отсутствие экономических стимулов у частного сектора препятствуют успешной интеграции образования, науки и производства.
Не в полной мере развиты институциональные формы поддержки инновационных структур. Удельный вес научных разработок более чем в десять раз ниже уровня развитых стран. Вузами коммерциализируются только 0,1 % финансируемых научно-исследовательских разработок.
Развитие государства во все времена определяла молодежь. По данным государственной статистики, на начало 2015 года численность молодежи республики (14-29 лет) составила 4 511,5 тысяч человек или 25 % от общей численности населения страны.
Вопросы успешной социализации и гражданственной активности молодежи рассматриваются на заседаниях Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан. Региональными программами решаются социальные проблемы и занятость молодежи. Инициативы молодежи находят поддержку в 213 региональных ресурсных центрах.
Функционирует свыше 1000 молодежных неправительственных организаций. В 115-ти вузах созданы органы молодежного самоуправления.
Создана Национальная студенческая лига по футболу и баскетболу. На Всемирной универсиаде в 2015 году казахстанская студенческая сборная завоевала 5 золотых и 6 серебряных медалей.
Успешно реализуются социальные проекты: Республиканский молодежный форум, Молодежный лагерь "Жастар-Отанға!", республиканский турнир по парламентским дебатам и другие.
Проблемы:
1) 66,3 % казахстанских работодателей-участников социологических опросов отметили отсутствие опыта сотрудничества с вузами в сфере НИОКР. Подготовка кадров в вузах все еще не направлена на развитие практических навыков. Образовательные программы не удовлетворяют ожидания работодателей;
2) отмечается низкий уровень выпускников вузов по техническим специальностям. Показатель трудоустройства выпускников в первый год после окончания вуза остается все еще низким (71 %), в том числе на селе. Местными исполнительными органами (далее – МИО) слабо ведется работа по привлечению молодых специалистов в рамках проекта "С дипломом в село". Вовлеченность сельской молодежи в различные проекты остается низкой;
3) непрестижность профессии педагога приводит к набору слабоуспевающих абитуриентов. Отсутствуют специальные требования к приему на педагогические специальности. Выпускники педагогических специальностей не ориентированы на использование в учебной практике новых технологий обучения. Охват студентов программами трехъязычного обучения остается низким. Имеется потребность в повышении языковых компетенций как студентов, так и преподавателей. Не в полной мере разработано научно-методическое обеспечение обучения на английском языке;
4) в рейтинге IMDКазахстан занимает 44 позицию по показателю "импорт студентов" среди 56 стран мира. Доля иностранных студентов составляет лишь 2,5 %, в странах ОЭСР их доля достигает 9-10 %;
5) действующие институты корпоративного управления не имеют реальных полномочий, влияющих на принятие основных решений. Вузами не отрегулирован механизм подотчетности перед студенческой и родительской общественностью;
6) инфраструктура и организация досуга в вузах не соответствуют потребностям и ожиданиям иногородних и иностранных студентов;
7) безбарьерная среда обучения создана в вузах Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Южно-Казахстанской областей, городов Астаны и Алматы. В них обучается 570 студентов с особыми образовательными потребностями. На законодательном уровне не выработаны механизмы их трудоустройства;
8) вовлеченность сельской молодежи в социальные проекты все еще остается низкой. Имеются существенные различия в условиях досуга молодежи города и села. Не в полной мере развернуто волонтерское движение. Только 9 % молодежи занимается спортом (город – 6,7 %, село – 11,8 %).
С учетом достигнутых результатов и все еще имеющихся проблем рост качественных показателей высшей школы Казахстана является критически важным.
Наука
Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан "О науке" открыл новые возможности для передовых научных достижений. Новшеством казахстанской науки стал Закон Республики Казахстан "О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности" (далее - Закон). Основными положениями законодательно регламентируется создание условий для развития казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса.
Создана принципиально новая модель управления наукой. Определены механизмы финансирования научных исследований - базовое, грантовое и программно-целевое. Независимую экспертизу проводит Национальный центр государственной научно-технической экспертизы.
Пять национальных научных советов (далее – ННС) являются коллегиальным органом принятия решений.
В 2015 году успешно завершен проект казахстанской науки и Всемирного Банка "Коммерциализация технологий". Реализованы 65 научных проектов. Заключены 6 лицензионных соглашений.
НИОКР выполняют 392 научные организации, в том числе 245 научно-исследовательских институтов (далее – НИИ). В них работают более 25 тысяч научных сотрудников.
Ученые страны имеют доступ к мировым информационным ресурсам. Подписаны лицензии и соглашения с крупнейшими зарубежными компаниями и издательствами ThomsonReuters, Springer, Elsevier.
Отмечается значительный рост публикационной активности казахстанских ученых в международных рейтинговых изданиях. В 2015 году количество публикаций в ведущих рейтинговых журналах мира составило 1995, из них только в Scopus(Elsevier) – 976, WebofCoreCollection(ThomsonReuters) – 327 и одновременно в обеих базах – 692.
Укрепляется кадровый потенциал науки. Отмечается рост численности казахстанской молодежи в науке. В 1,5 раза увеличилась доля ученых в возрасте до 35 лет. Значительными стимулами для ученых стали Государственная премия в области науки и техники, 6 именных премий МОН РК, государственные научные стипендии (50 для молодых и 25 для выдающихся ученых).
Проблемы:
1) сохраняется разрыв между наукой и образованием. Научные результаты не сосредоточиваются в сфере образования;
2) остается низкой материально-техническая оснащенность научно-исследовательской инфраструктуры;
3) приоритеты финансирования научно-технической деятельности формируются в большей части без участия индустрии;
4) слабо развито научное предпринимательство. Результаты научно-технической деятельности остаются невостребованными для бизнеса и не применяются предприятиями в производственных процессах;
5) слабо обеспечен переход от фундаментальных знаний к их практической реализации. Это значительно снижает ценность результатов научного труда с точки зрения общества и экономики;
6) отсутствует единый оператор, осуществляющий администрирование и контроль межд
|