|
Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образованияВы находитесь: Нормативная база
Данные обновлены: 01.07.2017г.
|
Итоговая аттестация:
|
|
9.1
|
Аттестация в организациях образования по итогам полного курса обучения
|
|
10
|
Консультации
|
не более 100 часов на учебный год
|
11
|
Факультативные занятия
|
не более 4-х часов в неделю
|
|
ВСЕГО
|
2680/54
|
3312/66
|
4320/86
|
4960/99
|
1656/33
|
2680/54
|
3312/66
|
Примечание:
срок обучения устанавливается в зависимости от уровня образования и профиля обучения;
**в том числе лабораторно-практические занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, курсовое и дипломное проектирование;
*** цикл социально-экономических дисциплин (модулей) реализуется при подготовке специалистов среднего звена с объемом учебного времени не более 180 часов. Отдельные дисциплины данного цикла могут быть интегрированы с общепрофессиональными и специальными дисциплинами (модулями);
**** академический час для расчета кредита устанавливается продолжительностью 50 минут.
Содержание модульных образовательных программ направлено на освоение уровня квалификации на основе профессиональных стандартов и в соответствии с Национальной рамкой квалификаций.
|
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года № 1080
|
Государственный общеобязательный стандарт высшего образования
Сноска. Государственный общеобязательный стандарт в редакции постановления Правительства РК от 13.05.2016 № 292 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт высшего образования (далее – стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяет требования к уровню подготовки обучающихся, содержанию образования, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся в высших учебных заведениях, в том числе в военных, специальных учебных заведениях (далее – ВСУЗ), независимо от их типа, вида и форм собственности, а также языка обучения.
В стандарте применяются термины в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании". В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:
1) высшее специальное образование – образовательная программа высшего образования, направленная на подготовку специалистов с присвоением квалификации по соответствующей специальности с нормативным сроком обучения не менее 4 лет и обязательным освоением не менее 161 кредита теоретического обучения и не менее 6 кредитов профессиональных практик;
2) бакалавриат – высшее образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени "бакалавр" по соответствующей специальности;
3) дескрипторы (descriptors) – описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы соответствующего уровня (ступени) высшего и послевузовского образования; дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитов (зачетных единиц);
4) дипломная работа (проект) – выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом и курсантом (далее – студент) актуальной проблемы в области избранной специальности;
5) индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – учебный план студента, самостоятельно формируемый им на каждый учебный год с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин;
6) инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
7) каталог элективных дисциплин (далее – КЭД) – систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору, содержащий их краткое описание с указанием цели изучения, краткого содержания (основных разделов) и ожидаемых результатов изучения (приобретаемые студентами знания, умения, навыки и компетенции);
8) компонент по выбору – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов (или академических часов), предлагаемых высшими учебными заведениями, самостоятельно выбираемых студентами в любом академическом периоде с учетом их пререквизитов и постреквизитов;
9) компетенции – способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
10) обязательный компонент – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных типовым учебным планом и изучаемых студентами в обязательном порядке по программе обучения;
11) рабочий учебный план (далее – РУП) – учебный документ, разрабатываемый организацией образования самостоятельно на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных планов студентов;
12) типовая учебная программа (далее – ТУПр) – учебный документ дисциплины обязательного компонента типового учебного плана специальности, который определяет содержание, объем, рекомендуемую литературу и утверждается уполномоченным органом в области образования;
13) типовой учебный план (далее – ТУПл) – учебный документ, разрабатываемый на основе классификатора специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и настоящего стандарта, регламентирующий структуру и объем образовательной программы по циклам дисциплин, с указанием перечня и минимального объема кредитов дисциплин обязательного компонента и всех видов практик, итоговой аттестации, утверждаемый уполномоченным органом в области образования;
14) вузовский компонент (далее – ВК) - перечень учебных дисциплин и соответствующих объемов кредитов, определяемых ВСУЗ самостоятельно для освоения в рамках образовательной программы специальности;
15) профессиональные компетенции – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в системе правоохранительных органов и соответствующей должности;
16) квалификационные характеристики – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в системе Министерства обороны Республики Казахстан и соответствующей должности;
17) квалификационные требования – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в системе органов национальной безопасности и соответствующей должности.
2. Высшие учебные заведения (далее – ВУЗы) Республики Казахстан осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием (бакалавров и дипломированных специалистов) в соответствии с:
1) настоящим стандартом и типовыми учебными планами специальностей высшего образования;
2) классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан;
3) академическим календарем;
4) индивидуальными учебными планами студентов;
5) рабочими учебными планами специальностей;
6) учебными программами по дисциплинам.
ВСУЗ осуществляют подготовку бакалавров в соответствии с:
1) перечнем специальностей и квалификаций по образовательным программам, реализуемым в ВСУЗ;
2) настоящим стандартом;
3) типовыми учебными планами специальностей;
4) типовыми и рабочими учебными программами по дисциплинам;
5) академическим календарем.
3. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования:
1) определяет содержание высшего образования и обучения;
2) устанавливает требования к максимальному объему учебной нагрузки и уровню подготовки обучающихся.
4. Требования стандарта обязательны при разработке:
1) типовых учебных планов специальностей;
2) образовательных программ;
3) рабочих учебных планов специальностей;
4) индивидуальных учебных планов студентов;
5) учебных программ по дисциплинам.
5. В соответствии с классификатором специальностей высшего и послевузовского образования граждане получают высшее образование, профиль которого определяется группой специальностей следующим образом:
1) по группе специальностей "Образование" – высшее педагогическое образование;
2) по группе специальностей "Гуманитарные науки" – высшее гуманитарное образование;
3) по группе специальностей "Право" – высшее юридическое образование;
4) по группе специальностей "Искусство" – высшее искусствоведческое образование;
5) по группе специальностей "Социальные науки, экономика и бизнес" – высшее социально-гуманитарное, соответственно высшее экономическое образование;
6) по группе специальностей "Естественные науки" – высшее естественнонаучное образование;
7) по группе специальностей "Технические науки и технологии" – высшее техническое образование;
8) по группе специальностей "Сельскохозяйственные науки" – высшее сельскохозяйственное образование;
9) по группе специальностей "Услуги" – высшее образование в сфере услуг;
10) по группе специальностей "Военное дело и безопасность" – высшее образование в сфере военного дела и безопасности;
11) по группе специальностей "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)" – высшее медицинское образование.
6. Образовательные программы высшего образования реализуются ВУЗами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям бакалавриата и высшего специального образования, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
7. В разделе "Требования к уровню подготовки обучающихся" ожидаемые результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов первого уровня (бакалавриат) и выражаются через компетенции. Результаты обучения формулируются как на уровне всей программы, так и на уровне модуля отдельной дисциплины.
Дескрипторы первого уровня предполагают способности:
1) демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области;
2) применять эти знания и понимание на профессиональном уровне;
3) формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области;
4) осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;
5) сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам.
8. В разделе "Требования к содержанию образования" указаны цель и ценность высшего образования, нормативные сроки освоения образовательных учебных программ, объем содержания, подлежащий обязательному освоению обучающихся в высших учебных заведениях, независимо от их типа, вида и форм собственности, а также языка обучения.
9. В разделе "Требования к максимальному объему учебной нагрузки" объем учебной нагрузки студента измеряется в кредитах, осваиваемых им в течение учебного года по каждой учебной дисциплине или виду учебной работы.
10. Настоящий стандарт предусматривает предоставление высшего образования на основе обязательных требований к уровню подготовки обучающихся и образовательной деятельности высших учебных заведений.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
11. Высшее образование направлено на подготовку кадров с присуждением степени "бакалавр" или присвоением квалификации по соответствующей специальности.
В ВСУЗах высшее образование направлено на подготовку кадров с присуждением степени "бакалавр" и/или присвоением квалификации по соответствующей специальности.
12. Ключевые компетенции выпускника ВУЗа формируются на основе требований к общей образованности, социально-этическим компетенциям, экономическим и организационно-управленческим компетенциям, профессиональным компетенциям.
В ВСУЗах результаты обучения должны соответствовать модели компетенции выпускника согласно профессиональным компетенциям (квалификационным характеристикам, квалификационным требованиям).
13. Цикл общеобразовательных дисциплин (далее – ООД) состоит из дисциплин обязательного компонента и может включать компоненты по выбору. Циклы базовых дисциплин (далее – БД) и профилирующих дисциплин (далее – ПД) включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору.
В ВСУЗах циклы ООД, БД, ПД состоят из дисциплин обязательного и вузовского компонентов.
14. Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента. Исключение составляют сокращенные образовательные программы с ускоренным сроком обучения на базе технического и профессионального, послесреднего или высшего образования.
15. Компонент по выбору учитывает специфику социально-экономического развития конкретного региона и потребности рынка труда, сложившиеся научные школы в конкретном высшем учебном заведении, а также индивидуальные интересы самого обучающегося.
Перечень дисциплин компонента по выбору определяется ВУЗом самостоятельно.
В ВСУЗах вузовский компонент учитывает специфику требований ВСУЗ к профессиональным компетенциям (квалификационным характеристикам, квалификационным требованиям), сложившиеся научные школы в конкретном ВСУЗ.
16. Объем цикла ООД составляет не менее 20 % от общего объема дисциплин типового учебного плана или 28 кредитов. Из них 21 кредит отводится на дисциплины обязательного компонента: современная история Казахстана, философия, казахский (русский) язык, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии.
Компонент по выбору составляет не менее 9 кредитов от общего объема дисциплин цикла ООД. В зависимости от специальностей
|