Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образованияВы находитесь: Нормативная база
Данные обновлены: 01.07.2017г. учебном году на платной основе.
В ВСУЗе магистранту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы магистратуры, но не выполнившему научно-исследовательскую компоненту, порядок повторного освоения кредитов научно-исследовательской компоненты и защиты магистерской диссертации определяют соответствующие государственные органы.
81. Магистранту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы магистратуры, но не защитившему в установленный срок магистерскую диссертацию (магистерский проект), продлевается срок обучения в магистратуре на платной основе.
В ВСУЗе магистранту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы магистратуры, но не защитившему в установленный срок магистерскую диссертацию, предоставляется возможность защиты магистерской диссертации в следующем учебном году в порядке, определяемом соответствующим государственным органом.
82. ВУЗ организует учебный процесс в магистратуре в соответствии с полученной лицензией и должен соблюдать квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности.
83. ВУЗ обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом, доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, общежитием для иногородних магистрантов и другими службами поддержки.
84. Требования к материально-техническому обеспечению:
ВУЗ, реализующий образовательные программы магистратуры, должен располагать материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы, лаборатории, приборное обеспечение, фондовые материалы), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, а также эффективное выполнение научно-исследовательской и экспериментально-исследовательской работы магистранта.
85. Требования к учебно-методическому обеспечению:
1) учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения магистрантами образовательной программы магистратуры;
2) реализация образовательной программы должна обеспечиваться свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе;
3) библиотечный фонд и обеспеченность учебной литературой на электронных и магнитных носителях должны соответствовать требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности.
86. Требования к организации практик:
образовательная программа научной и педагогической магистратуры включает два вида практик:
1) педагогическую – в организации образования;
2) исследовательскую – по месту выполнения диссертации.
Педагогическая практика проводится с целью формирования практических навыков и методики преподавания.
Педагогическая практика может проводиться в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса. При этом магистранты могут привлекаться к проведению занятий в бакалавриате.
Исследовательская практика магистранта проводится с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.
Образовательная программа профильной магистратуры должна включать производственную практику.
Производственная практика магистранта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности, а также освоения передового опыта.
Содержание исследовательской/производственной практики определяется темой диссертационного (проектного) исследования.
87. Результаты научно-исследовательской или экспериментально- исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются магистрантом в виде отчета.
В рамках НИРМ (ЭИРМ) индивидуальным планом работы магистранта для ознакомления с инновационными технологиями и новыми видами производств предусматривается обязательное прохождение научной стажировки в научных организациях и/или организациях соответствующих отраслей или сфер деятельности.
88. Заключительным итогом научно-исследовательской или экспериментально-исследовательской работы магистранта является магистерская диссертация (магистерский проект).
89. Основные результаты магистерской диссертации должны быть представлены не менее чем в одной публикации и/или одном выступлении на научно-практической конференции.
В ВСУЗе основные результаты магистерской диссертации должны быть представлены:
магистрантами профильной магистратуры не менее чем в одной публикации в научном журнале или материалах научно-практической (научно-теоретической) конференции;
магистрантами научной и педагогической магистратуры не менее чем в двух публикациях в научном журнале и/или материалах научно-практической (научно-теоретической) конференции.
90. Требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации (магистерского проекта), их подготовке и защите определяются ВУЗом самостоятельно.
В ВСУЗе требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации, их подготовке и защите определяются ВСУЗом самостоятельно или соответствующим уполномоченным государственным органом.
91. Магистерская диссертация обязательно должна пройти проверку на предмет плагиата, правила и порядок проведения которой определяются ВУЗом самостоятельно.
92. Требования к кадровому обеспечению ВУЗа определены квалификационными требованиями, предъявляемыми при лицензировании образовательной деятельности.
Преподаватель ВУЗа имеет свободу выбора способов и форм организации и проведения учебных занятий, методов обучения при условии соблюдения требований учебных планов и учебных программ.
93. В течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией (магистерским проектом) назначается научный руководитель из числа кандидатов и докторов наук, докторов PhD или квалифицированных специалистов соответствующих отраслей, имеющих стаж работы не менее 5 лет.
Научный руководитель и тема исследования магистранта на основании решения ученого совета утверждаются приказом ректора ВУЗа.
Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и активно заниматься научными исследованиями в данной отрасли науки (по специальности обучения магистранта). При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук.
В ВСУЗе в течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией назначается научный руководитель. Научный руководитель и тема исследования магистранта на основании решения ученого совета утверждаются приказом руководителя ВСУЗа. Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень, степень "магистра" или иметь звание (специальное звание) полковника с опытом научно-педагогической работы не менее 5 лет и активно заниматься научными исследованиями в данной отрасли науки (по специальности обучения магистранта). При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук.
94. ВУЗ оказывает содействие магистранту в публикации результатов исследования.
95. Уровень полученных знаний в рамках обязательного минимума и предлагаемого ВУЗом объема учебной нагрузки обеспечивается различными видами контроля.
96. Контроль учебных достижений магистрантов и оценка их знаний по учебным дисциплинам или модулям организуются офисом (отделом, сектором) регистратора на рубежных этапах учебного процесса (по завершении каждого академического периода и учебного года) и должны быть ориентированы на итоговые результаты обучения.
97. Офисом регистратора ведется учет истории учебных достижений обучающихся, который отражается в их транскрипте установленной формы.
Транскрипт выдается магистранту на основе его письменного заявления на любом этапе его обучения.
98. Контроль знаний, умений, навыков и компетенций магистрантов осуществляется при проведении их итоговой аттестации.
99. Итоговая аттестация магистрантов проводится в сроки, предусмотренные академическим календарем и учебными планами специальностей, в формах сдачи комплексного экзамена и защиты магистерской диссертации (магистерского проекта).
100. Целями итоговой аттестации являются оценка научно-теоретического и исследовательско-аналитического уровня магистранта-выпускника, сформированных профессиональных и управленческих компетенций, готовности к выполнению профессиональных задач и соответствие его подготовки требованиям профессионального стандарта и образовательной программы.
101. Комплексный экзамен проводится не позднее, чем за 1 месяц до защиты диссертации, в который по специальности входят дисциплины цикла профилирующих дисциплин образовательной программы магистратуры.
В ВСУЗе комплексный государственный экзамен проводится до защиты диссертации, в комплексный государственный экзамен который по специальности входят дисциплины цикла базовых и/или профилирующих дисциплин образовательной программы магистратуры.
102. Защита магистерской диссертации (магистерского проекта) включает подготовку магистерской диссертации (магистерского проекта), ее (его) оформление и процедуру защиты.
Процедура защиты магистерской диссертации (магистерского проекта) определяется высшим учебным заведением самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ВУЗах.
В ВСУЗе процедура защиты магистерской диссертации определяется в соответствии с Правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ВСУЗах соответствующего государственного органа.
103. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе магистратуры, присуждается степень "магистр" по соответствующей специальности и выдается диплом государственного образца с приложением (транскрипт).
ВУЗ дополнительно может выдать выпускнику общеевропейское приложение к диплому (DiplomaSupplement).
В ВСУЗе лицам, завершившим обучение по образовательной программе магистратуры, присуждается степень "магистр" по соответствующей специальности и/или присваивается квалификация, выдается диплом государственного образца с приложением (транскрипт).
Раздел 2. Докторантура
1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования (далее - стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяет требования к содержанию образовательных программ докторантуры PhD, образовательной траектории докторантов, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности докторантов и степени, к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся в высших учебных заведениях, в том числе военных, специальных учебных заведениях (далее - ВСУЗ), независимо от их типа, вида и форм собственности, а также языка обучения.
В настоящем стандарте применяются термины в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании". В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:
1) докторантура – послевузовское образование, образовательные программы которой направлены на подготовку кадров для научной, педагогической и (или) профессиональной деятельности с присуждением степени доктора философии (PhD), доктора по профилю;
2) докторант - лицо, обучающееся в докторантуре;
3) докторская диссертация -научная работа докторанта, представляющая собой самостоятельное исследование, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение, или решена научная проблема, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны;
4) профессиональные компетенции – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в системе правоохранительных органов и соответствующей должности;
5) квалификационные характеристики – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в системе Министерства обороны Республики Казахстан и соответствующей должности;
6) квалификационные требования – знания, умения и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности в системе органов национальной безопасности, правоохранительных органов и соответствующей должности.
2. Высшие учебные заведения (далее – ВУЗы) Республики Казахстан осуществляют подготовку докторов философии (PhD) и докторов по профилю в соответствии с:
1) Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан;
2) настоящим стандартом и типовыми учебными планами специальностей докторантуры;
3) академическим календарем;
4) индивидуальными учебными планами докторантов;
5) рабочими учебными планами;
6) учебными программами по дисциплинам;
7) индивидуальным планом работы докторанта.
ВСУЗы осуществляют подготовку докторов философии (PhD) и докторов по профилю в соответствии с:
1) перечнем специальностей и квалификаций по образовательным программам, реализуемым в ВСУЗ;
2) настоящим стандартом;
3) типовыми учебными планами специальностей;
4) типовыми и рабочими учебными программами по дисциплинам;
5) академическим календарем;
6) индивидуальным планом работы докторанта.
3. Государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования:
1) определяет содержание послевузовского образования и обучения;
2) устанавливает требования к максимальному объему учебной нагрузки и к уровню подготовки докторантов.
4. Требования стандарта обязательны при разработке:
1) типовых учебных планов специальностей;
2) образовательных программ;
3) рабочих учебных планов;
4) индивидуальных учебных планов работы докторанта;
6) учебных программ по дисциплинам;
7) индивидуальных планов работы докторанта.
5. Образовательные программы докторантуры реализуются ВУЗами на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям докторантуры, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и договора с аккредитованными научными организациями-партнерами о сотрудничестве по совместному выполнению соответствующих научных и образовательных программ и предоставлению исследовательской базы.
6. В разделе "Требования к уровню подготовки обучающихся" ожидаемые результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов третьего уровня (докторантура) и выражаются через компетенции. Результаты обучения формулируются как на уровне всей программы, так и отдельной дисциплины.
Дескрипторы третьего уровня предполагают способности:
1) демонстрировать системное понимание области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области;
2) планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований;
3) вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые могут заслуживать публикации на национальном или международном уровне;
4) критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;
&nbs
|