Типовые правила деятельности общеобразовательных организацийВы находитесь: Нормативная база
Данные обновлены: 01.07.2017г. sp; Профильное обучение - процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся. Профильное обучение реализуется в профильной школе, профильных классах.
3. Настоящие Типовые правила являются типовыми для гимназий, средних общеобразовательных школ с гимназическими классами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
4. Основные цели и задачи гимназии:
1) формирование интеллектуальной личности с высоким уровнем культуры, адаптированной к жизни в обществе, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
2) создание оптимальных условий для качественного усвоения общеобразовательных программ общего среднего образования наиболее способным и подготовленным учащимся.
5. Гимназия организуется на базе 1-11 (12) классов средней общеобразовательной школы по следующей структуре:
1) уровень начального образования, 1-4 классы начальной школы обеспечивает овладение основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля самокоррекции, а также направлена на выявление степени индивидуальных способностей ребенка;
2) уровень основного среднего образования (5-9 (10) классы основной школы) обеспечивает условия становления и формирования личности учащегося на основе освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ основной школы, обеспечивающей предпрофильную подготовку учащегося наряду с базовой подготовкой. На этой ступени гимназия обеспечивает завершение базовой подготовки учащегося на основе внутренней и внешней дифференциации;
3) уровень общего среднего образования (10-11 (12) классы) обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащегося на основе освоения профильных программ обучения.
Организации основного среднего и общего среднего уровней образования гимназии могут функционировать как самостоятельные учреждения образования.
6. Гимназии создаются самостоятельно, в составе общеобразовательной школы или при вузах соответствующего профиля при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных, материальных условий.
Гимназия может иметь профили: гуманитарное, лингвистическое, эстетическое, а также многопрофильной.
7. Устав гимназии принимается советом (педсоветом) гимназии и утверждается органами управления образованием местной исполнительной власти.
8. На базе гимназии осуществляется опытная проверка научно-методических рекомендаций, моделей учебно-воспитательных учреждений нового типа, структуры, содержания и форм организации учебной деятельности.
9. Основные цели и задачи лицея:
1) формирование интеллектуальной личности с высоким уровнем культуры, адаптированной к жизни в обществе, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
2) создание оптимальных условий для качественного усвоения общеобразовательных программ общего среднего образования наиболее способным и подготовленным учащимся;
3) подготовка учащихся по дисциплинам, ориентированным на профессиональное обучение.
10. Лицей организуется на базе (1-11 (12) классов средней общеобразовательной школы по следующей структуре:
1) уровень начального образования (1-4 классы начальной школы) обеспечивает овладение основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля и самокоррекции, а также направлена на выявление степени индивидуальных способностей ребенка;
2) уровень основного среднего уровня образования (5-9 (10) классы основной школы) обеспечивает условия становления и формирования личности учащегося на основе освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ основной школы, обеспечивающей предпрофильную подготовку учащегося наряду с базовой подготовкой;
3) уровень общего среднего уровня образования (10-11 (12) классы) обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащегося на основе освоения профильных программ обучения.
11. Лицеи создаются самостоятельно, в составе общеобразовательной школы или при вузах соответствующего профиля при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных, материальных условий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области образования.
12. Устав лицея принимается советом (педсоветом) лицея и утверждается органами управления образованием местной исполнительной власти.
13. На базе лицея осуществляется опытная проверка научно-методических рекомендаций, моделей учебно-воспитательных учреждений нового типа, структуры, содержания и форм организации учебной деятельности.
14. Основные цели профильной школы:
1) предоставление учащимся возможности выбора индивидуальных образовательных программ по соответствующим направлениям;
2) обеспечение условий для дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания общего среднего образования по естественно-математическому, общественно-гуманитарному и технологическому направлениям.
15. Задачи профильной школы:
1) определение дальнейшей траектории обучения через подготовку учащихся по дисциплинам, ориентированным на профессиональное обучение;
2) обучение учащихся по профильным дисциплинам с превышением базового уровня учебных предметов, определенных в государственном общеобязательном стандарте образования;
3) ориентация учащихся на получение высшего образования соответствующего профиля;
4) формирование интеллектуальной личности с высоким уровнем культуры, адаптированной к жизни в обществе, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
16. Профильная школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащегося на основе освоения образовательных учебных программ по направлениям.
17. Организационно-правовая форма профильной школы определяется уполномоченным органом в области образования.
18. Создание и реогранизация профильной школы находится в компетенции местных исполнительных органов.
19. На базе профильной школы осуществляется апробация научно-методических рекомендаций, моделей учебно-воспитательных учреждений нового типа, структуры, содержания и форм организации учебной деятельности.
20. Профильная школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
21. Прием в гимназии и лицеи осуществляется в соответствии с Типовым правилам приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 127.
22. Зачисление, перевод из класса в класс, отчисление производится решением Совета (педсовета) гимназии и лицея по результатам успеваемости (рейтингового балла) в соответствии с Уставом гимназии, лицея.
23. Отчисленные учащиеся продолжают образование в общеобразовательных классах гимназии, лицея или переводятся районным (городским) отделом образования в общеобразовательную школу по месту жительства.
24. Порядок проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и обучение в форме экстерната в организациях образования по профилю обучения определяется Законом.
2. Порядок деятельности организаций обучения
по профилю обучения
25. Организация учебного и воспитательного процесса гимназий и лицеев и профильных школ осуществляется в соответствии с учебными программами, рабочими учебными планами, разработанными на основе Государственного общеобязательного стандарта образования, и реализующими освоение общеобязательных основных и дополнительных программ.
26. Индивидуальные учебные планы гимназий, лицеев и профильных школ утверждаются администрацией организации образования и согласовываются региональными управлениями (отделами) образования.
27. Учебные программы вариативных и профессионально ориентированных спецкурсов гимназий согласовываются с соответствующими кафедрами вузов.
Гимназический компонент обеспечивается:
1) индивидуальным выбором каждой гимназией профилей обучения, индивидуальной программой развития, использованием инновационных методик и технологий обучения;
2) введением новых учебных программ, профильных предметов для реализации дополнительных образовательных программ, отвечающих целям и задачам гимназии.
28. Количество учащихся в классах гимназий и лицеев не должно превышать 25 человек.
Деление класса на 2 группы осуществляется в городских общеобразовательных организациях при наполнении класса в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся, в малокомплектных школах – не менее 10 обучающихся при проведении уроков:
1) по казахскому языку во 2-11 классах с неказахским языком обучения;
2) по казахской литературе в 5-11 классах с неказахским языком обучения;
3) по русскому языку в 3-11 классах с казахским, уйгурским, таджикским и узбекским языками обучения;
4) по иностранному языку во 2-11 классах;
5) по информатике в 5-11 классах;
6) по профильным предметам;
7) по технологии в 5-11 классах (группы мальчиков и девочек независимо от наполняемости класса);
8) по физической культуре в 5-11 классах (группы мальчиков и девочек независимо от наполняемости класса).
Сноска. Пункт 28 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.02.2017 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
29. Учебные программы вариативных и профессионально ориентированных спецкурсов гимназий и лицеев согласовываются с соответствующими кафедрами вузов.
Лицейский компонент обеспечивается:
1) индивидуальным выбором каждого лицея профилей обучения, индивидуальной программой развития, использованием инновационных методик и технологий обучения;
2) введением новых учебных программ, профильных предметов для реализации дополнительных образовательных программ, отвечающих целям и задачам лицея.
30. Организация учебно-воспитательного процесса в гимназии, лицеев и профильных школах и управление ими осуществляется в соответствии с настоящими Типовыми правилами.
31. Учащимся, достигшим высоких результатов в учении, проявляющим склонности к творческой и научно-исследовательской деятельности, назначаются стипендия из имеющихся в лицее фондов, поступлений из вузов и других средств.
32. В гимназии, лицее, профильной школе возможна организация платных дополнительных образовательных услуг, не заменяющих индивидуальную работу учащихся по предметам учебного плана, регулируемых договором между гимназией и обучающимся, воспитанником, его родителями (законными представителями), определяющих уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
33. При организации деятельности гимназии, лицея или профильной школы организация и проведение воспитательной работы, направленной на развитие творческих гуманитарных способностей (танцы, изобразительного искусства, музыка, дизайн и других направлений).
34. При составлении учебных планов, расписания уроков в гимназиях, лицеях и профильных школах необходимо соблюдать санитарные правила и нормы по устройству и содержанию общеобразовательных школ в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 179 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 10275).
Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.02.2017 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
35. Гимназии, лицеи, профильные школы работают по индивидуальному штатному расписанию, составленному на основе типового штата.
36. Общее руководство гимназией, лицеем, профильной школой осуществляет Совет или педагогический совет гимназии, в состав которого входят и представители соответствующего высшего учебного заведения.
37. Непосредственное руководство гимназией, лицеем и профильной школой осуществляет руководитель организации образования, назначаемый соответствующим органом управления образованием в условиях государственной формы собственности.
38. Формирование контингента обучающихся профильной школы осуществляется по итогам национального тестирования после завершения обучения на уровне основного среднего образования с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся и без учета территории проживания обучающегося.
39. Учебные планы профильных школ предусматривают вариативность образования, обеспечивающее личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующего коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.
40. Учебные программы прикладных курсов и курсов по выбору, реализующих вариативный компонент типового учебного плана, утверждаются местным исполнительным органом в области образования.
41. Учебно-воспитательный процесс в профильной школе организуется на основе планирования учебно-воспитательной работы и контроля за ее реализацией.
42. При проведении профильных предметов осуществляется деление класса на 2 группы при наполнении класса 25 и более обучающихся в городских профильных школах, 20 и более обучающихся – в сельских профильных школах.
43. При проведении курсов по выбору группы обучающихся комплектуются из числа обучающихся отдельно 11-х и 12-х классов.
44. Планирование учебно-воспитательной работы обеспечивает своевременное и качественное выполнение учебных планов и программ в полном объеме. Планирование учебно-воспитательной работы в профильной школе осуществляется путем утверждения плана учебно-воспитательного процесса на учебный год и расписания занятий.
45. Система воспитательной работы в профильной школе направлена на формирование патриотизма, гражданственности, межэтнической толерантности, высокой морали и нравственности, а также на развитие функциональной грамотности, разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников.
46. Формы и методы обучения направлены на формирование логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности.
47. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогических работников.
48. Профильные школы обеспечивают переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
49. Профильные школы самостоятельны в осуществлении учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с Законом и уставами организаций образования.
50. Профильные школы обеспечивают родителям (законным представителям) обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса, а также успеваемостью обучающихся.
51. Содержание общего среднего образования в профильной школе определяется в соответствии с требованиями Государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан (далее - ГОСО), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
52. В соответствии с уставными целями и задачами профильная школа вправе предоставлять на платно
|